Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 370370-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Во исполнение пункта 16 плана мероприятий по реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2011 г. N ИШ-Ш3-7371, ФАС России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона).
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрена обязанность лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчик), при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающего в силу с 1 января 2014 г., бюджетное учреждение при наличии правового акта, принятого им в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе, вправе осуществлять в следующем году закупки с соблюдением требований Закона о закупках и указанного правового акта.
Целями Закона о закупках являются обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, развитие добросовестной конкуренции, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, в том числе привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в закупках заказчиков.
Конкретные требования к закупочным процедурам Законом о закупках не детализированы, состав и содержание положений, связанных с обеспечением закупки, не регламентируются. При этом Законом о закупках установлены общие принципы и основные положения закупочной деятельности (статьи 3, 4 Закона о закупках), требования к срокам размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в него, информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (статья 4 Закона о закупках), требования к составу сведений, содержащихся в документации о закупке (статья 4 Закона о закупках), к форме проведения закупки (статья 3 Закона о закупках), к порядку оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (статья 3 Закона о закупках).
Несоблюдение заказчиками при осуществлении закупок требований законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц может привести к сговору между участниками закупок и заказчиками и, как следствие, к возникновению коррупции, необоснованному ограничению конкуренции, а также к невозможности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, что свидетельствует о большой общественной опасности указанных деяний.
Согласно статье 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований Закона о закупках осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в Законе о закупках не указаны.
Законопроектом предусмотрено определение федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого будет относиться рассмотрении дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии со статьей 7 Закона о закупках за нарушение его требований и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вносимые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают установление административной ответственности в отношении заказчиков за нарушение требований Закона о закупках.
Проектом закона предусматривается привлечение указанных лиц к административной ответственности за следующие нарушения:
1) принятие решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться путем ее проведения в электронной форме;
2) нарушение заказчиком предусмотренных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения на официальном сайте информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также неразмещение заказчиком на официальном сайте указанной информации;
3) нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения на официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в положение о закупке, а также неразмещение заказчиком на официальном сайте утвержденного положения о закупке или вносимых в него изменений;
4) утверждение заказчиком документации о закупке, не соответствующей по составу сведений требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
5) отклонение заявок участников закупок по основанию несоответствия требованиям, которые не были предусмотрены документацией о закупке, а также осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
6) нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения на официальном сайте сведений о заключенных заказчиком договорах по результатам закупки товаров, работ, услуг, информации об изменении договора, а также неразмещение заказчиком на официальном сайте указанных сведений;
7) нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках.
8) невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", бюджетными учреждениями при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок, его территориального органа.
Учитывая принципы и цели Закона о закупках, соблюдение требований законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц является важным инструментом обеспечения должного учета и достоверной информации о закупочной деятельности заказчиков, доступности для потребителей реализуемых заказчиками товаров, работ, услуг по экономических обоснованным ценам (тарифам), эффективного функционирования заказчиков.
Таким образом, нарушение заказчиками требований законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, положения о закупке, максимально адаптированного для своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах, является грубым нарушением прав и законных интересов участников закупочных процедур, может привести к негативным социально-экономическим последствиям, в том числе и для государства.
Нарушение норм, предусмотренных проектом федерального закона, несмотря на содержащийся в них в ряде случаев формальный состав правонарушений, также препятствует осуществлению эффективного администрирования в сфере закупок отдельными видами юридических лиц.
Угроза понести материальную ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания соответствующего контролирующего органа будет способствовать соблюдению заказчиком требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг, действенности применяемых решений и предписаний уполномоченного органа власти, а также защите законных прав и экономических интересов общества и государства и предупреждению аналогичных административных правонарушений.
В 2012 году антимонопольными органами рассмотрена 771 жалоба на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, по результатам рассмотрения которых выявлено 350 случаев нарушения требований Закона о закупках и принятых в его развитие нормативных правовых актов.
За три квартала 2013 года антимонопольными органами рассмотрено 377 жалоб и выявлено 172 случая нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В целях устранения выявленных нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки антимонопольными органами в 2012 - 2013 годах выдано 481 обязательное для исполнения предписание.
Таким образом, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" будет способствовать в том числе предотвращению нарушений положений Закона о закупках.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходования дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребуется внесение изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, в части наделения ФАС России полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.32.1, частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.