Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 373128-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части установления гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект) подготовлен в интересах выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", предусматривающего внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы.
В законопроекте учтены предложения, поступившие от профессиональных союзов работников угольной промышленности, представителей правозащитных организаций, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, из законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Проект направлен на регулирование отношений, возникающих в сфере реализации прав граждан, призванных на военную службу либо направленных на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, на трудоустройство после окончания военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.
Цель законопроекта - повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву посредством укрепления социально-правового статуса граждан, призванных на военную службу и исполняющих долг и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации, а также направленных на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, путем закрепления гарантии предоставления прежней работы (должности) в течение месяца после окончания срока соответствующей службы.
Законопроектом предлагается:
1) Учитывая, что гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей устанавливаются в соответствии с главой 25 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 170 - 172), внести норму о предоставлении работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или замещающую ее альтернативную гражданскую службу, прежней работы (должности) после окончания срока прохождения службы, в виде новой статьи 172.1 следующего содержания:
"Статья 172.1. Гарантии работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу
Работники, уволенные в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, в течение месяца после окончания срока службы имеют право на предоставление прежней работы (должности), за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя."
Реализация данного положения, по мнению авторов законодательной инициативы, позволит с одной стороны, предоставить гарантию трудоустройства гражданам, прошедшим военную службу по призыву либо заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, а, с другой стороны, - стимулировать развитие рынка труда в отношении указанных категорий граждан.
2) Установить правовой механизм реализации данной правовой новации путем внесения изменения в статью 59 "Срочный трудовой договор" Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, предоставление работодателю права принять на освободившееся место работы (должность) другого работника, заключив с ним срочный трудовой договор (контракт) на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, призванного на военную службу или направленного на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, и на один месяц после окончания срока военной службы по призыву или срока заменяющей ее альтернативной гражданской службы данного работника, предусмотренных соответствующими федеральными законами.
3) Внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", которые обеспечат нормативную определенность в регулировании правоотношений с учетом предлагаемой новации.
Действующей редакцией абзаца третьего пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 4 статьи 19 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрено сохранение права на поступление на работу в те же государственные (при прохождении альтернативной гражданской службы - государственные и муниципальные) организации в течение трех месяцев после увольнения с военной (альтернативной) службы.
Учитывая положения данной статьи, новации, предлагаемые законопроектом, с одной стороны, расширяют перечень организаций, в которые граждане имеют право вернуться на работу по окончании военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы и тем самым улучшают их правовое положение.
С другой стороны, - предлагаемая редакция и дополнение в пункт 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" оставляют за гражданами, поступившими на военную службу (по контракту) право, закрепленное в действующем законодательстве.
При конструировании предлагаемых норм авторы проекта принимали во внимание следующие обстоятельства:
- потребность уравнивания возможностей в реализации права на труд граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, не подлежащих призыву по тем или иным основаниям, а также граждан, которые прошли военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу;
- обеспечение условий на свободное трудоустройство по завершении военной службы или альтернативной службы;
- необходимость учета прав работодателя путем ограничения во времени действия нормы сроком военной службы по призыву или сроком заменяющей ее альтернативной гражданской службы соответствующего работника, а также сроком в один месяц с момента окончания соответствующей службы, что, с одной стороны, позволяет предоставить гражданину время для отдыха (поскольку отпуск для военнослужащих по призыву не предусмотрен), а, с другой стороны,
- свободу действий работодателя в отношении дальнейшего использования механизма реализации данной гарантии в случае, если указанный выше гражданин не сочтет необходимым возвращаться на прежнее место работы (должность);
- необходимость снижения количества уклонений от военной службы среди граждан, подлежащих призыву на военную службу по окончании действия оснований для отсрочки от призыва (в первую очередь, для получения среднего и высшего профессионального образования, а также послевузовского образования), устроившихся работать по специальности и опасающихся потерять работу.
Учитывая вышеизложенное, а также высокую актуальность проблем, связанных с укомплектованностью Вооруженных Сил Российской Федерации законопроект вносится в Государственную Думу повторно.
На данный законопроект получено заключение Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 3085 п-П12, в котором изложено отрицательное отношение к законодательной инициативе.
В качестве аргументов против сохранения возможности гражданину, проходящему военную службу по призыву, вернуться на прежнее место работы, приведены мнения, учитывающие интересы работодателей из числа предпринимателей.
Полагаем, что позиция, изложенная в Заключении Правительства Российской Федерации, односторонняя и не отражает общественного и государственного значения военной службы по призыву, основана на доводах учитывающих интересы той части российского общества, которая защиту Отечества не рассматривает в качестве необходимого условия сохранения целостности и неприкосновенности государства, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В данной связи авторы законопроекта полагают, что предлагаемые проектом новации:
- способствуют укреплению основ конституционного строя и реализации норм, закрепленных в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно п. 1 которой "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека";
- повышают уровень социальной ответственности субъектов трудовых отношений в части реализации положений ст. 59 Конституции Российской Федерации, согласно п. 1 которой "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации";
- не приводят к ограничению прав работодателя на осуществление эффективной предпринимательской и иной экономической деятельности, законодательно устанавливая правовой механизм реализации норм законопроекта в целях регулирования процедур принятия необходимых кадровых решений;
- не накладывают на работодателя дополнительные финансовые обязательства ни перед государством, ни перед работником.
Нормы законопроекта создают условия для повышения престижа и привлекательности военной службы.
Принятие законопроекта позитивно скажется на реализации права граждан на труд и обязанности граждан по защите Отечества, будет способствовать повышению социально-правового статуса военнослужащих по призыву, снижению социального неравенства среди граждан Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части установления гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу)
Принятие федерального закона не влечет изменение финансовых обязательств государства и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части установления гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу)
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.