Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 267581-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
(в части наделения территориальных органов юстиции правом вынесения предписаний о приведении зарегистрированных уставов муниципальных образований в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также об устранении коррупциогенных факторов),
внесенному депутатами Государственной Думы Е.И. Бычковой, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10 июня 2013 года (протокол N 98, пункт 64) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 267581-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (в части наделения территориальных органов юстиции правом вынесения предписаний о приведении зарегистрированных уставов муниципальных образований в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также об устранении коррупциогенных факторов), внесенный депутатами Государственной Думы Е.И. Бычковой, О.Л. Михеевым.
Законопроектом предлагается наделить территориальные органы юстиции правом реагирования (предписания) о приведении уже зарегистрированных уставов муниципальных образований в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также об устранении коррупциогенных факторов в кратчайшие сроки.
По мнению авторов, это необходимо для того, чтобы управления Минюста России в субъектах РФ могли обязать органы местного самоуправления своевременно учитывать изменения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ путем внесения изменений в действующие уставы.
1. Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" предметом правового регулирования этого законодательного акта являются непосредственно государственная регистрация уставов муниципальных образований и порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований.
Предмет правового регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ не подразумевает регулирование правоотношений, согласно которым регистрирующий орган может быть наделен правом вынесения предписания о необходимости приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также об устранении коррупциогенных факторов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 и пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О Прокуратуре в Российской Федерации" надзор за исполнением законодательства органами местного самоуправления и их должностными лицами осуществляют органы прокурорского надзора.
Таким образом, внесение данных изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ является неправомерным и дублирует полномочия органов прокурорского надзора.
2. Проектом не учитывается, что, с одной стороны, необходимость приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами), законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусмотрена частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
С другой стороны, согласно пунктам 1 - 21 части 4 статьи 4, частям 2 и 7 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования.
В случае, если в результате такой проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.
Таким образом, механизмы выявления подобных нарушений и понуждения органов местного самоуправления к их устранению уже предусмотрены федеральным законодательством.
В целом принятие проекта приведет к необоснованному дублированию функций органов государственной власти, а также искажению функций и задач регистрирующего органа, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.