Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 348505-6 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и отмечает.
Указанный законопроект пролонгирует на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов порядок уплаты и тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленные Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Сохраняются установленные 32 страховых тарифа (от 0,2% до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Существующая льгота, предоставленная организациям любых организационно-правовых форм по уплате страховых взносов в размере 60% от размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных застрахованным лицам, являющихся инвалидами, распространятся и на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов.
Средний тариф страховых взносов на 2014 - 2016 годы по сравнению с предыдущими годами увеличен на 0,02% и определен в размере 0,53% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включены в базу для начисления страховых взносов (на уровне фактически сложившегося тарифа по итогам исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2012 год).
Поступление страховых взносов (включая недоимки) прогнозируется в 2014 году в сумме 93,9 млрд. рублей, в 2015 году - 101,4 млрд. рублей и в 2016 году - 110,0 млрд. рублей и учтено в проекте федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
Данный объем страховых взносов в полном объеме обеспечивает исполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", с учетом положений проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающих увеличение размера единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного до 1 миллиона рублей.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 2006 года исполняется с профицитом, размер которого планируется в 2014 году в сумме 13,7 млрд. рублей, в 2015 году - 14,7 млрд. рублей и в 2016 году - 16,4 млрд. рублей.
По итогам проведенных проверок Счетная палата в своем заключении отмечает, что принцип эквивалентности обязательств по страховому обеспечению и сумм внесенных обязательных платежей внутри класса профессионального риска соблюдается не всегда. Так, в 2010-2012 годах сумма начисленных страховых взносов превышала расходы на страховое обеспечение по 1 классу профессионального риска практически в 3 раза, а по 32 классу профессионального риска произведенные расходы превышали начисленные страховые взносы в 3,4 раза, по 30 классу - в 1,4, по 28 - в 1,2, по 25 и 21 классам - в 1,1, по 10 классу - в 1,5 раза.
Таким образом, за счет страховых взносов по низким классам профессионального риска обеспечивается финансирование выплат по более высоким классам.
В целях совершенствования тарифной политики с 2018 года предусматривается введение страховых тарифов с учетом уровня профессионального риска у каждого конкретного страхователя.
В связи с этим Комитет поддерживает рекомендации Счетной палаты Правительству Российской Федерации о рассмотрении следующих вопросов при выработке предложений по модернизации системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- о формировании механизма оценки эффективности предоставляемых льгот по обязательным социальным платежам, в том числе по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- о механизмах поддержания приемлемого уровня совокупной страховой нагрузки на работодателей как субъектов экономической деятельности с учетом её социальной значимости при переходе на дифференцированный тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.