Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 348508-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Действующий в настоящее время минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) установлен с 1 января 2013 года в сумме 5 205 рублей в месяц.
Проектом федерального закона предполагается повысить МРОТ с 1 января 2014 года на прогнозируемый за 2013 год уровень инфляции (6,7%) и установить его в сумме 5 554 рубля в месяц.
Вопрос о повышении МРОТ в плановом периоде 2015-2016 годов и доведении его до размера не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, предлагается рассматривать в процессе подготовки проекта федерального бюджета на соответствующий очередной финансовый год в увязке с динамикой показателей социально-экономического развития Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, в 2013 году по предварительной оценке соотношение минимального размера оплаты труда с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составит 67% (с учетом оценки Минэкономразвития России величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем за 2013 год - 7 769 рублей в месяц).
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2014 году прогнозируется в размере 8 579 рублей в месяц. Следовательно, соотношение предлагаемого законопроектом МРОТ к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2014 году составит лишь 64,7 %.
Кроме того, в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов отмечалось, что в 2014, 2015 и последующих годах планируется ежегодное повышение МРОТ темпами, соответствующими ежегодному увеличению номинально начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в целом по экономике Российской Федерации до достижения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
По данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь - август 2013 года составила 28 996 рублей, что уже выше среднемесячной номинальной начисленной заработной платы за 2012 год (26 629 рублей) на 8,9%.
Таким образом, предлагаемая законопроектом индексация МРОТ на прогнозируемый за 2013 год уровень инфляции, во-первых, существенно ниже намечавшейся ранее индексации, и, во-вторых, не обеспечивает выполнения требования статьи 421 Трудового кодекса Российской Федерации о поэтапном повышении МРОТ до достижения величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В связи с этим, Комитет считает, что запланированное в 2014 году увеличение МРОТ является недостаточным и настаивает, чтобы Правительство Российской Федерации представило ко второму чтению данного законопроекта план поэтапного повышения МРОТ на 2014-2016 годы до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Аналогичная позиция отражена в заключении Комитета по проекту федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 348508-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в первом чтении.
Первый заместитель |
Г.Н. Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.