Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 139518-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Д.Г. Гудковым, А.А. Агеевым, О.Л. Михеевым, И.В. Пономаревым, В.Г. Соловьевым
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает внесение в ряд законодательных актов Российской Федерации комплексных изменений с целью установления обязанности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера родителей, детей, в том числе совершеннолетних, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков.
При этом непредставление указанных сведений или представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет негативные правовые последствия, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В настоящее время установлена обязанность указанных должностных лиц, служащих и работников представлять сведения о своих доходах, доходах супругов и несовершеннолетних детей.
Перечень лиц, сведения о доходах и имуществе которых подлежит представлению, установлен с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих правовой режим совместной собственности супругов, а также особенности правового положения несовершеннолетних.
Содержание указанной обязанности, включая перечень лиц, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера которых подлежат представлению, учитывают содержание международных актов, в том числе Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, а также Международного кодекса поведения государственных должностных лиц.
Предлагаемое авторами законопроекта расширение перечня лиц, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера которых должны представляться, по мнению Комитета, лишено достаточных правовых оснований.
Так, указанные в законопроекте родственники должностных лиц, служащих и работников не наделены особым статусом, с наличием которого законодатель связывает установление рассматриваемой обязанности. При этом обязанность указанных родственников сообщать о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера ни действующим законодательством, ни законопроектом не предусмотрена.
Законодательство Российской Федерации не рассматривает имущество таких родственников как их общее имущество, в отличие от имущества супругов. В отличие от несовершеннолетних детей, такие родственники обладают полной дееспособностью и самостоятельностью при совершении сделок.
Кроме того, такие родственники могут проживать отдельно от должностных лиц, служащих или работников, и даже не поддерживать с ними отношений. В этом случае выполнение предлагаемой авторами законопроекта обязанности становится заведомо невозможным.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству 1 октября 2013 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.