Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 139518-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - внесен депутатами Государственной Думы Д.Г. Гудковым, А.А. Агеевым, О.Л. Михеевым, И.В. Пономаревым, В.Г. Соловьевым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 139518-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Д.Г. Гудковым, А.А. Агеевым, О.Л. Михеевым, И.В. Пономаревым, В.Г. Соловьевым (в части расширения перечня лиц, в отношении которых установлена обязанность представлять информацию о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера) (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ), Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральный закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Изменения направлены на расширение перечня родственников сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера которых обязаны представлять должностные лица. Помимо уже указанных в законе супруги и несовершеннолетних детей авторы дополняют перечень родственников совершеннолетними детьми, родителями, усыновителями, усыновленными, родными братьями, родными сестрами, дедушками, бабушками и внуками. Указанное предложение уже было предметом рассмотрения Комитета при рассмотрении поправок к проекту федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", который был принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года, одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года и подписан Президентом Российской Федерации 3 декабря 2012 года и было отклонено.
Аналогичные предложения содержатся в проекте N 139522-6 "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц, в отношении которых установлена обязанность представлять информацию о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера), внесенном теми же субъектами законодательной инициативы.
Положение обязывает тех, кто служит государству и обществу, быть предельно открытым его контролю. Правовым основанием распространения обязанности представлять сведения о доходах, ценных бумагах и ином имуществе супруги или супруга и несовершеннолетних детей является режим имущества супругов, их совместная собственность, а также имущественные права ребенка (ст. 33, 34, 35, 60 Семейного кодекса Российской Федерации). Следует также подчеркнуть, что на основании статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия. Положения ст. ст. 21, 26, 28 ГК РФ предполагают, что родители либо совершают сделки за своих несовершеннолетних детей, либо дают согласие на указанные сделки. Установленные обязательства согласуются с Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой 31 октября 2003 года, а также соответствуют Международному кодексу поведения государственных должностных лиц, принятому 12 декабря 1996 года, на основании которого государственные должностные лица в соответствии с занимаемым ими служебным положением выполняют требования об объявлении или сообщении сведений о личных активах и обязательствах, а также по возможности сведения об активах и обязательствах супруга (супруги) и/(или) иждивенцев.
Следует подчеркнуть, что любое предложение по совершенствованию антикоррупционного законодательства должно быть максимально реалистичным в правоприменении и нацелено на конкретный результат. В отличие от должностных лиц их совершеннолетние родственники не обладают особым статусом и не дают формального согласия на применение к ним антикоррупционных мер. Самостоятельная правосубъектность совершеннолетних родственников лишает лиц, обязанных подавать сведения о доходах, ценных бумагах и ином имуществе возможности на правовом основании требовать от родственников нужных сведений. Также невозможно возложение на них мер ответственности за непредставление данных сведений. Невозможно, оставаясь в правовом поле, возложить ответственность за действия совершеннолетних родственников и на лицо, обязанное представлять декларацию.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает проект федерального закона N 139518-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.