Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 228222-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы М.Н. Берулавой, В.Е. Шудеговым, Д.Ю. Носовым, М.И. Сердюком, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), дополнив его новым подпунктом, согласно которому предусматривается засчитывать в страховой стаж период обучения в государственных или муниципальных организациях высшего образования по очной форме, а также период послевузовского профессионального образования (аспирантуру, докторантуру, клиническую ординатуру).
В действующем пенсионном законодательстве институт страхового стажа применяется в целях определения права на трудовую пенсию. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 11 Федерального закона закреплен исчерпывающий перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с работой и (или) иной деятельностью, за которые не уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
При этом указанный перечень включает в себя социально значимые периоды, обусловленные социальным страхованием и иными гарантиями, вытекающими из трудовых отношений, а также связанные с исполнением конституционного долга по защите Отечества.
Таким образом, период получения высшего образования в государственных или муниципальных организациях высшего образования по очной форме и период послевузовского профессионального образования отличаются от иных периодов, предусмотренных статьей 11 Федерального закона, и не могут быть приравнены к ним.
Следует также отметить, что действующим законодательством установлены достаточно низкие требования к продолжительности страхового стажа, необходимого для приобретения права на трудовую пенсию по старости - согласно статье 7 Федерального закона для этого достаточно пяти лет страхового стажа (трудовая пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца устанавливаются независимо от продолжительности страхового стажа инвалида или кормильца), тогда как по ранее действовавшему пенсионному законодательству пенсия по старости на общих основаниях устанавливалась при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Таким образом, Федеральным законом требования к продолжительности стажа при определении права на трудовую пенсию существенно снижены и к достижению общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) они легко выполнимы. В связи с этим необходимости расширять перечень "нестраховых" периодов, засчитываемых в страховой стаж, не имеется.
Также необходимо иметь в виду, что включение указанных периодов в страховой стаж без установления механизма возмещения из федерального бюджета недополученных за этот период страховых взносов (по аналогии с возмещением расходов по выплате трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж периодов военной службы по призыву, ухода за детьми до достижения возраста полутора лет, детьми-инвалидами и др. в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ), не окажет влияния на размер получаемой пенсии.
Вместе с тем отмечаем, что статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено право застрахованного лица на осуществление оценки пенсионных прав по своему выбору, в соответствии с пунктом 4 статьи 30, с включением в общий трудовой стаж всех периодов общественно-полезной деятельности, включая периоды подготовки к профессиональной деятельности, в порядке, применявшемся при установлении пенсий до 1 января 2002 года. При этом определение расчетного размера пенсии будет производиться с учетом норм, которые были предусмотрены Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержатся замечания, в том числе касающиеся источника финансирования расходов, предусмотренных законопроектом.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
В заключении Правительства Российской Федерации по законопроекту высказан ряд концептуальных замечаний.
На проект федерального закона поступило 64 отзыва законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поддержали законопроект 13 законодательных и 10 исполнительных органов, высказались против законопроекта 8 законодательных и 26 исполнительных органов, 3 законодательных и 4 исполнительных органа замечаний и предложений не имеют.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Первый заместитель |
Г.Н. Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.