Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 348503-6 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 348503-6 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - законопроект), внесенном Правительством Российской Федерации, предлагается приостановить до 1 января 2015 года действие части 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 79-ФЗ), предусматривающей индексацию с учетом уровня инфляции (потребительских цен) размеров окладов денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим.
С учетом норм статьи 6 Федерального закона N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" о единстве системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также соотносительности основных условий и размеров оплаты труда законопроектом предусмотрено приостановление с 1 января 2014 года до 1 января 2015 года действия части 5 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", части 5 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающих индексацию с учетом уровня инфляции (потребительских цен) окладов денежного содержания (оклад по воинскому (специальному) званию, оклад по должности) военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России, а также сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и иных правоохранительных органов.
Отдавая отчет в том, что проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов составлен в условиях сокращения ранее спрогнозированных доходов, а также с учетом отсутствия возможности по наращиванию общего объема расходов, тем не менее Комитет считает необходимым обратить внимание на следующие аспекты.
Предлагаемые законопроектом меры затрагивают не только перечисленные категории государственных служащих, на материальное стимулирование которых были выделены дополнительные бюджетные ассигнования в результате мероприятий по сокращению численности. Они могут негативным образом отразится на пенсионном обеспечении федеральных государственных служащих, которое напрямую зависит от денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В частности, в соответствии с нормами Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном обеспечении в Российской Федерации", пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих состоит из трудовой пенсии по старости (инвалидности) и доплачиваемой к ней до определенного размера пенсии за выслугу лет.
Для пенсии за выслугу лет установлен особый порядок ее индексации, которая осуществляется при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.
Аналогичным образом, в зависимости от продолжительности выслуги и установленного по должности денежного довольствия (денежного вознаграждения, заработной платы) построен и ряд других пенсионных законодательств, например, пенсионное законодательство военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и т.д. Соответственно, повышение пенсионного обеспечения этих лиц, также как и гражданских служащих, тоже осуществляется при повышении оплаты их труда.
Принятые государством меры по повышению трудовых пенсий, темпы роста которых значительно опережают рост пенсии за выслугу лет бывших федеральных государственных гражданских служащих, а также решение о приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в результате чего денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих было "заморожено" в течении 4 лет, во многом повлияли на уровень пенсионного обеспечения бывших гражданских служащих. Поскольку, в период с 2009-2012 годы не осуществлялся перерасчет пенсий за выслугу лет, уровень материального обеспечения пенсионеров из числа федеральных государственных гражданских служащих снизился.
И хотя был предпринят ряд мер по повышению этих пенсий иным способом, в том числе изменен коэффициент предельного среднемесячного заработка, исходя из которого рассчитывается пенсия за выслугу лет, они не дали такого эффекта, как ежегодная индексация этих пенсий в связи с повышением денежного содержания гражданских служащих, и лишь на время сняли напряжение.
Ситуация начала стабилизироваться с принятием Федерального закона от 6 ноября 2011 года N 301-ФЗ, возобновившем действия части 11 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ. При условии дальнейшего ежегодного повышения денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, автоматически на этот индекс повышения и в те же сроки увеличивалась бы пенсия за выслугу лет.
Предлагаемое законопроектом повторное "замораживание" денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих вновь обострит и без того актуальную проблему пенсионного обеспечения бывших государственных гражданских служащих.
В этой связи, законопроект, может быть поддержан только при условии изменения системы оплаты гражданских служащих, а также пенсионного законодательства федеральных государственных гражданских служащих, в том числе в части изменения существующего порядка определения размера пенсии за выслугу лет, с учетом изменения порядка и реализации пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы, предусмотренных Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" заинтересованными федеральными органами прорабатываются возможные варианты по изменению денежного содержания гражданских служащих, во взаимосвязи с данной работой должны быть рассмотрены и вопросы пенсионного обеспечения, в том числе его повышения.
Таким образом, проект федерального закона N 348503-6 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", может быть поддержан с учетом сложившихся в настоящее время финансово-экономических возможностей государства, а также высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.