Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел в пределах компетенции проект федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законов и нормативных правовых актов.
Как следует из представленных к законопроекту материалов, исходной базой составления бюджета Фонда являются основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и ожидаемые итоги исполнения бюджета Фонда за 2013 год.
Доходная часть бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирована в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов представлены в следующей таблице:
Основные характеристики бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
(млн. рублей) | ||||
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 г. N 219-ФЗ |
Законопроект N 348501-6 |
Законопроект N 348501-6 |
Законопроект N 348501-6 |
|
Доходы - всего, |
590 272,3 |
565 023,0 (- 25 249,3 или 95,7% к предыдущему году) |
608 395,9 (+43372,9 или 107,7% к предыдущему году) |
658 601,4 (+50 205,5 или 108,3% к предыдущему году) |
в том числе: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, |
414 194,9 |
436 684,3 (+22 489,4 или 105,4% к предыдущему году) |
471 718,6 (+35 034,3 или 108,0% к предыдущему году) |
511 884,0 (+40 165,4 или 108,5% к предыдущему году) |
из них из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
23 580,0 |
14 840,0 (-8 740,0 или 62,9% к предыдущему году) |
13 950,0 (- 890,0 или 94,0% к предыдущему году) |
15 230,0 (+1 280,0 или 109,2% к предыдущему году) |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
82 646,2 |
95 417,1 (+12 770,9 или 115,5% к предыдущему году) |
102 947,0 (+7 529,9 или 107,9% к предыдущему году) |
111 620,1 (+8 673,1 или 108,4% к предыдущему году) |
средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: |
|
|
|
|
федерального бюджета, |
74 401,3 |
13 891,7 (- 60 509,6 или 18,7% к предыдущему году) |
14 700,3 (+ 808,7 или 105,8% к предыдущему году)
|
16 067 ,4 (+ 1367,1 или 109,3% к предыдущему году) |
бюджета ФФОМС |
19 030,0 |
19 030,0 |
19 030,0 |
19 030,0 |
Расходы - всего,
в том числе: |
606 518,5 |
564 917,2 (-41 601,3 или 93,1% к предыдущему году) |
621 583,3 (+56 666,1 или 110,0% к предыдущему году) |
672 972,6 (+51 389,3 или 108,3% к предыдущему году) |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
437 037,1 |
450 277,8 (+ 13 240,7 или 103,0% к предыдущему году) |
499 631,7 (+ 49 353,9 или 111,0% к предыдущему году) |
542 665,7 (+43 034,0 или 108,6% к предыдущему году) |
доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах |
72,1% |
79,7% |
80,4% |
80,6 % |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
76 050,1 |
81 717,9 (+ 5 667,8 или 107,5% к предыдущему году) |
88 221,3 (+ 6 503,4 или 108,0% к предыдущему году) |
95 209,4 (+ 6 988,4 или 107,9% к предыдущему году)
|
Профицит/дефицит (-) |
- 16 246,1 |
105,8 |
- 13 187,4 |
- 14 371,2 |
в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 22 842,2 |
- 13 593,4 |
- 27 913,1 |
- 30 781,8 |
Сравнительные показатели основных характеристик бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за период 2013- 2015 гг. и 2014 - 2016 гг. представлены в следующей таблице:
Сравнительные показатели основных характеристик бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за период 2013- 2015 гг. и 2014 - 2016 гг.
(млн. рублей)
Показатели |
2013-2015 |
2014-2016 |
Изменения (+/-) |
Федеральный закон от 03.12.2012 N 219-ФЗ |
Проект федерального закона N 348501-6 |
||
Доходы - всего, |
1 972 652,5 |
1 832 020,4 |
- 140 632,1 92,9% |
в том числе: - по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, |
1 414 652,5 |
1 420 286,9 |
+ 5 634,4 100,4% |
из них - средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда |
147 993,8 |
0,0 |
-147 993,8 |
- за счет средств, передаваемых бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: |
|
|
|
федерального бюджета, |
227 343,8 |
44 659,3 |
- 182 684,5 |
бюджета ФФОМС |
57 090,0 |
57 090,0 |
0 |
Расходы - всего, |
1 970 112,4 |
1 859 473,1 |
- 110 639,3 94,4% |
в т.ч. по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
1 437 494,8 |
1 492 575,2 |
+ 55 080,4 103,8% |
Доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах |
72,9% |
80,3% |
+7,4% |
Профицит (+)/дефицит (-) |
+2 540,2 |
- 27 452,8 |
|
в т.ч. дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 22 842,2 |
- 72 288,3 |
|
дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством без учета средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда |
- 170 836.1 |
- 72 288,3 |
98 547,8 |
В целом расчеты произведены исходя из:
- базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год:
624 000 рублей - в 2014 году,
678 000 рублей - в 2015 году;
740 000 рублей - в 2016 году
Для сведения: в 2013 году - 568 000 рублей.
- доли застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 84,3% в 2014 - 2016 годах;
- установленных законодательством тарифов страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для различных категорий плательщиков.
При анализе расходной части бюджета Фонда Комитетом рассмотрены положения законопроекта, касающиеся выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, а также связанные с реализацией национального проекта "Здоровье".
При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
- исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
- следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
100 |
40 602,74 |
44 975,34 |
49 639,45 |
54 220,27 |
Расчет расходов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, произведен в соответствии с нормами Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2014 году 100,88%, в 2015 году 100,49% и в 2016 году 99,57%. Размеры пособий определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
Данные по расходам, осуществляемым Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, приведены в следующей таблице.
Расходы, осуществляемые Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей*(1)
(млн. руб.) | |||||
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||||
2013 год |
2014 год |
Плановый период |
|||
2015 год |
2016 год |
||||
1. Выплата пособия по беременности и родам |
85 715,9 |
96 779,7 (+ 11 063,8 или 112,9% к предыдущему году) |
108 534,0 (+ 11 754,3 или 112,1% к предыдущему году) |
118 016,0 (+ 9 482,0 или 108,7% к предыдущему году) |
|
количество оплачиваемых дней (млн.) |
|
163,9 |
164,7 |
164,0 |
|
2. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
435,3 |
509,2 (+ 73,9 или 117,0% к предыдущему году) |
560,1 (+50,9 или 110,0% к предыдущему году) |
610,4 (+50,3 или 109,0% к предыдущему году) |
|
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
|
895,3 |
942,9 |
983,9 |
|
3. Выплата единовременного пособия при рождении ребенка |
18 066,6 |
19 982,2 (+1 915,6 или 110,6% к предыдущему году) |
20 983,5 (+1 001,3 или 105,0% к предыдущему году) |
21 833,5 (+850,0 или 104,1% к предыдущему году) |
|
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
|
1322,0 |
1328,5 |
1322,8 |
|
4. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком |
|
|
|
|
|
гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
114 396,3 |
115 288,6 (+892,3 или 100,8% к предыдущему году) |
129 048,2 (+13 759,6 или 111,9% к предыдущему году) |
141 343,4 (+12 295,2 или 109,5% к предыдущему году) |
|
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
|
16 573,0 |
16 622,7 |
16 672,6 |
|
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий*(2) (включая расходы на пересылку пособий неработающим гражданам) |
2 042,4 |
2 662,1 (+619,7 или 130,3% к предыдущему году) |
3 159,7 (+497,6 или 118,7% к предыдущему году) |
3 683,3 (+523,6 или 116,6% к предыдущему году) |
|
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
|
512,1 |
551,4 |
590,4 |
|
5. Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства*(3) |
1 855,1 |
2 180,6 (+325,5 или 117,5% к предыдущему году) |
2 483,0 (+302,9 или 113,9% к предыдущему году) |
2 817,1 (+334,7 или 113,5% к предыдущему году) |
|
количество оплачиваемых дней (млн.) |
|
1,13 |
1,13 |
1,13 |
|
6. Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, по проведению профилактических осмотров ребенка в течение первого года жизни |
19 030,0 |
19 030,0 0 |
19 030,0 0 |
19 030,0 0 |
|
ИТОГО: |
241 541,6*(4) |
256 432,4 (+14 890,8 или 106,2% к предыдущему году) |
283 798,5 (+27 366,1 или 110,7% к предыдущему году) |
307 333,7 (+23 535,2 или 108,3% к предыдущему году) |
_____________________________
*(1) См. Приложение 1 - "Сравнительная таблица расходов, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей 2013-2015 годы и 2014-2016 годы"
*(2) В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
*(3) В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации
*(4) Сумма без учета средств федерального бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий в части выплаты пособий гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в 2013 году - 61 440,2 млрд. рублей)
Сводные данные по размерам пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей приведены в таблице:
Размеры пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(руб.) | ||||
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Пособие по беременности и родам |
100% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов* |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
40 602,74 |
44 975,34 (+4 372,60) |
49 639,45 (+4 664,11) |
54 220,27 (+4 580,82) |
|
Единовременное пособие при рождении ребенка |
13 087 |
13 741 (+ 654) |
14 359 (+ 618) |
15 005 (+ 646) |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
492 |
517 (+ 25) |
540 (+ 23) |
564 (+ 24) |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
40% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов** |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
16241,10 |
17 990,14 (+1749,04) |
19 855,78 (+1865,64) |
21 688,11 (+1832,33) |
|
Минимальные размеры | ||||
по уходу за первым ребенком |
2 455 |
2 578 (+123) |
2694 (+116) |
2 815 (+121) |
по уходу за вторым и последующими детьми |
4 908 |
5 153 (+ 245) |
5 385 (+ 232) |
5 627 (+ 242) |
_____________________________
* 624 000 рублей - в 2014 году, 678 000 рублей - в 2015 году и 740 000 рублей в 2016 году
** Согласно расчетам Фонда средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит (руб.)
2014 год |
2015 год |
2016 год |
6 956,43 |
7 763,38 |
8 477,61 |
Анализ законопроекта и приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. Бюджет Фонда на 2014 сформирован с профицитом в сумме 105,8 млн. рублей, на 2015 - 2016 годы с дефицитом в сумме 13 187,4 млн. рублей и 14 371,2 млн. рублей соответственно по годам. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом в 2014 - 2016 годах в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет формируется с дефицитом в сумме 13 593,4 млн. рублей в 2014 году, в сумме 27 913,1 млн. рублей в 2015 году и в сумме 30 781,8 млн. рублей в 2016 году. В 2014 - 2016 годах для сбалансированности бюджета Фонда в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда предусматривается привлечение остатка средств по данному виду страхования в сумме 72 288,3 млн. рублей.
Расходы на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей увеличиваются с учетом прогнозируемого уровня инфляции (5,0% - к декабрю 2014 года и по 4,5% к декабрю 2015 и 2016 годов) и изменения рождаемости: в 2014 году 100,88%, в 2015 году 100,49% и в 2016 году 99,57%.
Сохранение на протяжении многих лет низкого тарифа страховых взносов на уровне 2,9% (для отдельных категорий налогоплательщиков - пониженного тарифа) и, как следствие, - ограниченных средств Фонда сдерживает увеличение базовых размеров пособий, установленных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в твердой денежной сумме (их увеличение не проводилось с 2007 года).
2. Объем трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий (в рамках рассматриваемых расходов), по сравнению с 2013 годом в 2014 году сократится на 60 5090,7 млн. рублей (18,7%), что связано в значительной степени с передачей финансового обеспечения выплаты пособий гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на уровень субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федеральным законом от 07.06.2013 следует читать как "129-ФЗ"
Указанным Федеральным законом изменен порядок перечисления бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату ряда государственных пособий, предусмотренных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". С 1 января 2014 года ассигнования на выплату пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке), единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке), а также единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в форме субвенций будут напрямую направляться в бюджеты субъектов Российской Федерации, минуя Фонд социального страхования Российской Федерации. Тем самым Фонд социального страхования Российской Федерации освобождается от несвойственных ему функций, поскольку данные выплаты носят нестраховой характер. Полномочия Российской Федерации по назначению и выплате пособий незастрахованным гражданам передаются субъектам Российской Федерации.
3. Согласно законопроекту (часть 3 статьи 6) в 2014 году продолжится реализация пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей неоднократно обращал внимание на необходимость приведения наименования ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (часть 2 статьи 5, приложения 1, 4 и 5 к законопроекту) в соответствие с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования". Согласно указанным федеральным законам пособие называется ежемесячное пособие по уходу за ребенком. При этом его выплата, действительно, осуществляется до достижения ребенком возраста полутора лет (статья 14 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенного Правительством Российской Федерации.
Первый заместитель |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.