Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части поступления доходов и определения расходов на обязательное социальное страхование сформирован в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования.
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов использованы следующие прогнозные показатели:
фонд заработной платы на 2014 год - 18 017,0 млрд. рублей, на 2015 год - 19 464,0 млрд. рублей, на 2016 год - 21 122,0 млрд. рублей;
доля застрахованного фонда заработной платы на 2014-2016 годы - 84,3%;
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника на 2014 год - 33 104 рубля, на 2015 год - 35 954 рублей, на 2016 год - 39 245 рублей;
индекс потребительских цен на 2014 год - 105,0%, на 2015-2016 годы - 104,5%.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
Бюджет Фонда на 2014 сформирован с профицитом в сумме 105,8 млн. рублей, на 2015-2016 годы с дефицитом в сумме 13 187,4 млн. рублей и 14 371,2 млн. рублей соответственно. В 2014-2016 годах в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется дефицит в сумме 13 593,4 млн. рублей в 2014 году, в сумме 27 913,1 млн. рублей в 2015 году, в сумме 30 781,8 млн. рублей в 2016 году. В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с профицитом.
Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в качестве источника финансирования дефицита бюджета планируется привлечение прогнозируемого на 1 января 2014 года остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Основные параметры бюджета Фонда на 2014-2016 годы определены с учетом передачи с 2014 года финансового обеспечения выплаты пособий гражданам, имеющим детей, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за счет средств федерального бюджета в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
млн. руб. | |||||
Показатели |
2013 г. (ФЗ от 03.12.2012 г. N 219-ФЗ) |
2013 г. (ожидаемое исполнение) |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Доходы |
590 272,3 |
594 759,7 |
565 023,0 |
608 395,9 |
658 601,4 |
Расходы |
606 518,5 |
573 240,5 |
564 917,2 |
621 583,3 |
672 972,6 |
Профицит (+) / дефицит (-) |
- 16 246,1 |
+ 21 519,2 |
105,8 |
- 13 187,4 |
- 14 371,2 |
в том числе: |
|
||||
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 22 842,2 |
+ 7 139,3 |
- 13 593,4 |
- 27 913,1 |
- 30 781,8 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
+ 6 596,1 |
+ 14 379,9 |
+ 13 699,2 |
+ 14 725,7 |
+ 16 410,6 |
1. Доходы бюджета Фонда
Доходы бюджета Фонда на 2014 год запланированы в сумме 565 023,0 млн. рублей, в том числе:
поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в сумме 421 558,2 млн. рублей;
средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 14 840,0 млн. рублей;
поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - в сумме 93 861,0 млн. рублей;
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных федеральных полномочий, - в сумме 13 891,6 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - в сумме 19 030,0 млн. рублей.
В проекте бюджета Фонда на 2014 год не установлен объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, которые на 2014 год будут определены после выявления числа граждан, которые не воспользовались правом отказа от набора социальных услуг, и включены в бюджетную роспись без внесения изменений в закон.
Доходы бюджета Фонда на 2015 год запланированы в сумме 608 395,9 млн. рублей, в том числе:
поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в сумме 457 488,5 млн. рублей;
средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в сумме 13 950,0 млн. рублей;
поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - в сумме 101 349,3 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета на исполнение отдельных федеральных полномочий, - 14 700,3 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 19 030,0 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда на 2016 год запланированы в сумме 658 601,4 млн. рублей, в том числе:
поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в сумме 496 379,8 млн. рублей;
средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 15 230,0 млн. рублей;
поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в сумме 110 036,8 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета на исполнение отдельных федеральных полномочий, - в сумме 16 067,4 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - в сумме 19 030,0 млн. рублей.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались следующие параметры:
база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год: 2014 год - 624 000 рублей, 2015 год - 678 000 рублей, 2016 год - 740 000 рублей;
доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы - в размере 84,3 процента в 2014-2016 годах;
пониженные тарифы страховых взносов, установленные для отдельных категорий плательщиков страховых взносов;
коэффициент полноты сбора страховых взносов на уровне 0,99 в 2014 -2016 годах.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов принят средневзвешенный по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,53 процента к начисленной по всем основаниям оплате труда. Коэффициент полноты сбора страховых взносов принят на уровне 0,98 на 2014 - 2016 годы.
Расходы бюджета Фонда
Расходы бюджета Фонда предусмотрены:
на 2014 год в сумме 564 917,2 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 450 277,8 млн. рублей (79,7 процента от общих расходов); по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 81 717,9 млн. рублей (14,5 процента от общих расходов);
на 2015 год в сумме 621 583,3 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 499 631,7 млн. рублей (80,4 процента от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 88 221,3 млн. рублей (14,2 процента от общих расходов);
на 2016 год в сумме 672 972,6 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 542 665,7 млн. рублей (80,6 процента от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 95 209,4 млн. рублей (14,1 процента от общих расходов).
I. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
предельные размеры пособия, исходя из стажевых периодов:
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц (рублей) |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
до 5 лет |
60 |
26 985,20 |
29 783,67 |
32 532,16 |
от 5 до 8 лет |
80 |
35 980,27 |
39 711,56 |
43 376,22 |
свыше 8 лет |
100 |
44 975,34 |
49 639,45 |
54 220,27 |
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного закона за счет средств бюджета Фонда осуществляются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Размеры пособий, установленные в фиксированной величине, определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
(рублей) | |||
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
13 741 |
14 359 |
15 005 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
517 |
540 |
564 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам |
|
||
минимальные размеры: | |||
по уходу за первым ребенком |
2 578 |
2 694 |
2 815 |
по уходу за вторым и последующими детьми |
5 153 |
5 385 |
5 627 |
При определении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались следующие положения и нормы, предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
индексацию с 1 января минимальных размеров пособий на индекс потребительских цен соответствующего года;
предельные размеры пособия (исходя из 40,0 процента размера среднего заработка):
Предельная сумма выплаты в месяц | ||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
17 990,14 рублей |
19 855,78 рублей |
21 688,11 рублей |
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих определены с учетом ежегодной индексации указанных пособий на прогнозируемый уровень инфляции. Размер пособия определен в сумме 5 002 рубля в 2014 году, 5 227 рубля в 2015 году и 5 462 рубля в 2016 году.
II. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" бюджетом Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрены следующие расходы:
выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных;
выплата единовременных страховых выплат;
выплата ежемесячных страховых выплат;
осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
доставка и пересылка страховых выплат.
При прогнозировании расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 3,8 млн. дней по всем годам.
Расходы на выплату единовременных страховых выплат определены с учетом проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающего установление единовременных страховых выплат по данному виду страхования лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в сумме 1,0 млн. рублей.
Статьей 6 законопроекта устанавливается:
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному лицу, на 2014 год - в размере 80 534,8 рублей, на 2015 год - в размере 84 158,9 рублей, на 2016 год - в размере 87 946,1 рублей (с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен соответствующего года).
максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, не может превышать в 2014 году - суммы 61 920 рублей, в 2015 году - 64 710 рублей, в 2016 году - 67 620,0 рублей (с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен соответствующего года).
Расходы на финансирование Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусмотрены в 2014 году - в сумме 17 850,2 млн. рублей, в 2015 году - 19 865,9 млн. рублей, в 2016 году - 21 970,0 млн. рублей.
Следует отметить, что объемы указанных расходов определены с учетом предоставления возможности страхователям с численностью работающих до 100 человек при обращении, начиная с 2014 года за финансовым обеспечением предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний для его расчета исходить из отчетных данных за три предшествующих года в случае, если они не воспользовались финансовым обеспечением указанных мер в предшествующие три года.
III. Расходы Фонда на обеспечение отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
1. Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
В соответствии с нормами указанных законов предусмотрены необходимые ассигнования на осуществление следующих выплат:
пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм;
ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, сверх установленных законодательством норм.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии с нормами указанного закона предусмотрены ассигнования на осуществление выплаты пособия по временной нетрудоспособности гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, предусмотрены в объеме 8 999,5 млн. рублей на 2014-2015 годы и 9 500,0 млн. рублей на 2016 год, с учетом исключения объемов средств для субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по данному направлению.
4. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
В соответствии с нормами указанного закона предусмотрены необходимые ассигнования:
на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;
на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов.
5. Расходы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 262) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предусмотрены в сумме 2 180,6 млн. рублей в 2014 году, в сумме 2 483,0 млн. рублей в 2015 году, в сумме 2 817,1 млн. рублей в 2016 году на оплату 1,13 млн. дней ежегодно.
IV. Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда
На обеспечение текущей деятельности Фонда предусмотрены ассигнования в сумме 24 359,7 млн. рублей на 2014 год, 23 995,5 млн. рублей - на 2015 год, 23 912,4 млн. рублей - на 2016 год, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда в количестве 31 820 штатных единиц на 2014-2016 годы.
В целом указанные расходы в общих расходах бюджета Фонда составляют 4,3 процента в 2014 году, 3,9 процента в 2015 году и 3,6 процента в 2016 году.
Замечания и предложения
1. Следует отметить, что ассигнования федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов предусмотрены в тех же объемах, что и при утверждении федерального бюджета на предыдущие три финансовых года.
В то же время, проблема недостаточной обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации и их качества остается довольно острой. В 2011-2012 годах бюджету Фонда из федерального бюджета выделялись дополнительные средства на указанные цели в сумме более 5 млрд. рублей ежегодно, что позволяло существенно снимать остроту проблемы.
Комитет считает необходимым найти возможность предусмотреть дополнительные средства на данные цели также и на рассматриваемый период 2014-2016 годов.
2. Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость решения проблемы, связанной с финансовым обеспечением государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
3. Комитет обращает внимание на неурегулированность вопроса о возврате бюджету Фонда средств в сумме 30 532,5 млн. рублей, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" за счет средств страхового резерва Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как источник внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда, были направлены на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Упомянутое решение противоречит законодательству Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны расходоваться исключительно на цели данного вида социального страхования. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.
С учётом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.