Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел в рамках вопросов ведения проект федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части поступления доходов и определения расходов на обязательное социальное страхование сформирован в соответствии с законодательством Российской Федерации в области социальной политики, а также проектов федеральных законов "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) составлен на трехлетний период в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Основные показатели бюджета Фонда в 2013-2016 годах составят:
(млрд. рублей) | |||||
Показатели |
2013 год |
2016 г. в % к 2013 г. |
|||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Доходы - всего |
590,3 |
565,0 |
608,4 |
658,6 |
111,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
414,2 |
436,7 |
471,7 |
511,9 |
123,6 |
из них: средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда |
56,1 |
14,8 |
14,0 |
15,2 |
64,4 |
на компенсацию выпадающих доходов |
23,6 |
14,8 |
14,0 |
15,2 |
64,4 |
на сбалансированность бюджета (на покрытие дефицита) |
32,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
82,6 |
95,4 |
102,9 |
111,6 |
135,1 |
межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий |
93,4 |
32,9 |
33,7 |
35,1 |
37,6 |
из них: средства федерального бюджета |
74,4 |
13,9 |
14,7 |
16,1 |
21,6 |
средства бюджета ФОМС |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
100,0 |
Расходы-всего |
606,5 |
564,9 |
621,5 |
673,0 |
111,0 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
437,0 |
450,3 |
499,6 |
542,6 |
124,2 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
76,1 |
81,7 |
88,2 |
95,2 |
125,1 |
исполнение отдельных государственных полномочий |
93,4 |
32,9 |
33,7 |
35,1 |
37,5 |
из них: средства федерального бюджета |
74,4 |
13,9 |
14,7 |
16,1 |
21,6 |
средств бюджета ФОМС |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
100,0 |
Профицит/Дефицит(-) |
-16,2 |
0,1 |
-13,2 |
-14,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-22,8 |
-13,6 |
-27,9 |
-30,8 |
135,1 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
6,6 |
13,7 |
14,7 |
16,4 |
248,5 |
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2014 год прогнозируется в сумме 565,0 млрд. рублей, или 95,7% к уровню 2013 года, в 2015 году - 608,4 млрд. рублей, в 2016 году - 658,6 млрд. рублей (111,6% к уровню 2013 года).
В общую сумму доходов входят межбюджетные трансферты из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в 2014 году в сумме 47,7 млрд. рублей (или 8,4% от всех доходов бюджета Фонда), в 2015 году - 47,7 млрд. рублей (7,8%), в 2016 году - 50,3 млрд. рублей (7,6%). Для сравнения: в 2013 году сумма межбюджетных трансфертов составляет 149,5 млрд. рублей (25,3% в общем объеме доходов бюджета Фонда).
Снижение общего объема трансфертов из федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2013 годом обусловлено следующими причинами:
отсутствие бюджетных ассигнований федерального бюджета на сбалансированность бюджета Фонда в связи с формированием по итогам исполнения бюджета Фонда за 2012 год остатков средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объеме, достаточном для покрытия дефицита бюджета Фонда;
не предусмотрены бюджетные ассигнования, передаваемые бюджету Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в связи с передачей указанных полномочий субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
снижены объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на компенсацию выпадающих доходов: в 2014 году - 14,84 млрд. рублей (63% к уровню предыдущего года), в 2015 году - 13,95 млрд. рублей (94%), в 2016 году - 15,23 млрд. рублей (109,2%). При этом указанные объемы определены с учетом сохранения до 2018 года пониженного тарифа страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с проектом федерального закона N 348507-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Общий объем расходов бюджета Фонда в 2014 году предусматривается в сумме 564,9 млрд. рублей, или 93,1% к уровню 2013 года; в 2015 году - 621,5 млрд. рублей, в 2016 году - 673,0 млрд. рублей (111,0% к уровню 2013 года).
Бюджет Фонда на 2014 год сформирован с профицитом в сумме 0,106 млрд. рублей, на 2015 - 2016 годы - с дефицитом в сумме 13,2 млрд. рублей и 14,4 млрд. рублей соответственно.
В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством дефицитность растет: 13,6 млрд. рублей в 2014 году, 27,9 млрд. рублей в 2015 году и 30,8 млрд. рублей в 2016 году. Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в качестве внутреннего источника финансирования дефицита предусмотрено привлечение прогнозируемого на 1 января 2014 года остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, привлекаемого в сумме 13,6 млрд. рублей в 2014 году, в сумме 27,9 млрд. рублей в 2015 году и в сумме 30,8 млрд. рублей в 2016 году.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с устойчивым профицитом: 13,7 млрд. рублей в 2014 году, 14,7 млрд. рублей в 2015 году и 16,4 млрд. рублей в 2016 году.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляют 80% в общем объеме расходов и определены в 2014 году в сумме 450,3 млрд. рублей, в 2015 году - 499,6 млрд. рублей, в 2016 году - 542,6 млрд. рублей.
При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия исходя из стажевых периодов:
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
до 5 лет |
60 |
26 985,20 |
29 783,67 |
32 532,16 |
от 5 до 8 лет |
80 |
35 980,27 |
39 711,56 |
43 376,22 |
свыше 8 лет |
100 |
44 975,34 |
49 639,45 |
54 220,27 |
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2014 год в сумме 198,3 млрд. рублей, на 2015 год - в сумме 221,2 млрд. рублей, на 2016 год - в сумме 241,6 млрд. рублей на оплату 334,8 млн. дней ежегодно.
При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
100 |
44 975,34 |
49 639,45 |
54 220,27 |
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются на 2014 год в сумме 96,8 млрд. рублей на оплату 163,9 млн. дней, на 2015 год - 108,5 млрд. рублей на оплату 164,7 млн. дней и на 2016 год - 118,0 млрд. рублей на оплату 164,0 млн. дней. Число оплаченных дней определено с учетом прогнозируемого изменения рождаемости в 2014 году в размере 100,88%, в 2015 году - 100,49% и в 2016 году - 99,57%.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматриваются в 2014 году в сумме 81,7 млрд. рублей, в 2015 году - 88,2 млрд. рублей и в 2016 году - 95,2 млрд. рублей.
Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прогнозируются на 2014 год в сумме 2,8 млрд. рублей, на 2015 год - 3,2 млрд. рублей и на 2016 год - 3,5 млрд. рублей.
Расходы на ежегодное финансовое обеспечение 18 988 единовременных страховых выплат составят: 2014 год - 2,98 млрд. рублей, 2015 год - 3,00 млрд. рублей, 2016 годы - 3,03 млрд. рублей. Указанные расходы определены с учетом проекта федерального закона N 348506-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающего установление единовременных страховых выплат по данному виду страхования лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, в сумме 1,0 млн. рублей.
Расходы на ежемесячные страховые выплаты составят соответственно по годам 50,1 млрд. рублей, 54,3 млрд. рублей и 58,9 млрд. рублей на оплату 5,8 млн. выплат ежегодно.
Расходы на финансовое обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусмотрены в 2014 году в сумме 17,85 млрд. рублей, в 2015 году - 19,86 млрд. рублей, в 2016 году - 21,97 млрд. рублей.
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат определены на 2014 год в объеме 302,8 млн. рублей, на 2015 год - в объеме 326,9 млн. рублей, на 2016 год - 352,9 млн. рублей.
За счет трансферта, передаваемого из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотрены расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в начальный период его жизни, в объемах поступлений в сумме 19, 03 млрд. рублей ежегодно.
На обеспечение отдельных государственных полномочий Фондом за счет трансфертов из федерального бюджета предусмотрены расходы на 2014 год в сумме 13891,6 млн. рублей, в 2015 году - 14 700,3 млн. рублей, в 2016 году - 16 067,4 млн. рублей, из них:
- на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в 2014 году в сумме 2 662,1 млн. рублей (130,3% к уровню предыдущего года), в 2015 году - 3 159,7 млн. рублей (118,7%), в 2016 году - 3 683,3 млн. рублей (116,6%);
- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в 2014 году в сумме 2 180,6 млн. рублей (117,5% к уровню предыдущего года), на 2015 год - 2 483,0 млн. рублей (113,9%), на 2016 год - 2 817,1 млн. рублей (113,5%);
- на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в 2014 году - 21,0 млн. рублей (77,2% к уровню предыдущего года), в 2015 году - 23,5 млн. рублей (111,9%), в 2016 году - 25,7 млн. рублей (109,4%);
- на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, на 2014-2015 годы в сумме 8 999,5 млн. рублей ежегодно, в 2016 году - 9 500, млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения с проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно законопроектом не предусмотрены и будут определены после выявления числа граждан, которые не воспользовались правом отказа от набора социальных услуг.
В 2012 году за получением путевок на санаторно-курортное лечение из числа граждан льготных категорий обратилось 458,2 тыс. человек. Обеспеченность путевками составила только 33,6% от общего количества обратившихся лиц. В 2012 году выдано 154,0 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в 2011 году - 209,3 тыс. путевок; в 2010 году - 238,0 тыс. путевок).
Комитет ранее уже отмечал недопустимость последовательного снижения затрат на санаторно-курортное лечение: 2010 год - 5,0 млрд. рублей; 2011 год - 3,9 млрд. рублей; 2012 год - 3,56 млрд. рублей.
Комитет предлагает Правительству Российской Федерации разработать меры по сокращению сроков ожидания путевок и обеспечению льготных категорий граждан в санаторно-курортном лечении в объеме реальной потребности и внести соответствующие изменения в законодательство о государственной социальной помощи.
С учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.