Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 378667-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности" подготовлен в рамках выполнения абзаца четвертого подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N Пр-877 (далее - Поручение) по итогам конференции Общероссийского народного фронта на тему "Строительство социальной справедливости", поручения Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N ОГ-П12-2771 о предоставлении в установленном порядке предложений о введении нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений, касающихся размеров компенсационных выплат руководителям государственных корпораций и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона, при их увольнении.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) на основании федерального закона Российской Федерацией создаются государственные корпорации (статья 7.1) и государственные компании (статья 7.2).
Российской Федерацией учреждено семь государственных корпораций и создана 1 государственная компания:
1. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
2. Государственная корпорация "Ростехнологии". Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии".
3. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом". Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
4. Банк развития - государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития".
5. Агентство по страхованию вкладов. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
6. Государственная корпорация "Олимпстрой". Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-Ф3 "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
7. Государственная корпорация "Роснанотех". Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-Ф3 "О Российской корпорации нанотехнологий".
8. Государственная компания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, указами Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N140 и от 21 марта 2007 г. N394 созданы соответственно ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". Российская Федерация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции")" осуществляет управленческие функции в отношении открытых акционерных обществ, перечень которых определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р "О перечне открытых акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера - Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации". Данный перечень включает свыше 60 организаций.
Кроме того, по данным Минэкономразвития России, в Российской Федерации имеется значительное количество государственных унитарных предприятий и организаций с государственным участием (с долей федеральной собственности).
Федеральными законами о создании государственных корпораций и государственных компаний определены различные органы управления данных организаций. Единоличным исполнительным органом в одних государственных корпорациях является генеральный директор, в других - президент либо председатель. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей, являющихся единоличным исполнительным органом, производится также по-разному (Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и так далее). Заключение с руководителями трудовых договоров, включающих нормы по оплате труда, а также компенсационным выплатам при увольнении, как правило, осуществляется наблюдательным советом, в некоторых государственных корпорациях порядок заключения трудовых договоров не оговаривается.
Трудовой договор с руководителем организации заключается на срок до 5 лет, на практике - в основном до 3 лет.
Вопросы оплаты труда работников, как правило, отнесены к полномочиям правлений.
Поручением предусматривается введение ограничения, касающегося размеров компенсационных выплат при увольнении руководителей. Данные выплаты регулируются статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), они введены для случая прекращения трудовых договоров с руководителем на основании пункта 2 статьи 278 Кодекса (в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора). При прекращении трудового договора с руководителем организации по иным основаниям выплата каких-либо компенсаций Кодексом не предусмотрена.
Следует также отметить, что Кодексом (статья 281) предусматривает возможность распространения федеральными законами, учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации, заключивших трудовой договор, особенностей регулирования труда, установленных главой 43 Кодекса для руководителя организации. Кодекс также содержит статью 349.1 об особенностях регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний.
Кроме того, пункт 4 части первой статьи 81 Кодекса устанавливает смену собственника имущества организации в качестве основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.
Поскольку трудовой договор может содержать положения, не противоречащие Кодексу и не ухудшающие права работников, на практике могут устанавливаться компенсационные выплаты руководителям, заместителям руководителя, главным бухгалтерам, членам коллегиального исполнительного органа организации, другим работникам при различных основаниях для увольнения.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс, устанавливающие ограничение размеров компенсаций, выходных пособий указанным категориям работников в случае принятия собственником решения о прекращении трудового договора (пункт 2 статьи 278 Кодекса) при отсутствии виновных действий (бездействия) с их стороны и по инициативе работодателя при смене собственника имущества организации (пункт 4 части первой статьи 81 Кодекса) на уровне не менее трехкратного, но не более шестикратного среднего месячного заработка.
Законопроектом установлено, что совокупный размер выплачиваемых указанным работникам компенсаций, выходных пособий, а также иных выплат в любой форме, связанных с прекращением трудового договора, не может превышать шестикратный средний месячный заработок. При этом денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается без учета указанного ограничения.
В этой связи в целях закрепления вышеуказанных норм законопроекта вносятся изменения в часть четвертую статьи 178 Кодекса.
Законопроектом также устанавливается, что указанным работникам при прекращении трудового договора по основанию, предусмотренному статьей 78 Кодекса, компенсация не выплачивается. С учетом того, что в соответствии со статьей 78 Кодекса трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора, выплата каких-либо компенсаций указанным в законопроекте лицам нецелесообразна.
Кроме того, статьей 2 законопроекта предусматривается приведение трудовых договоров указанными лицами в соответствие с предлагаемыми законопроектом нормами в течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Предлагаемые законопроектом изменения не ухудшают положения работников в сфере трудовых отношений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале) которых находится в государственной собственности" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.