Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30.09.2013 года (выписка из протокола N 117 п. 1) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
I. Общие положения
Проект федерального закона содержит основные макроэкономические показатели бюджета на 2014, 2015 и 2016 годы, сформированные на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот временной период, а также с учетом введенных в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 268-ФЗ) бюджетных правил использования нефтегазовых доходов, формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, введенных в действие с 1 января 2013 г., и позволяющих снизить зависимость исполнения расходных обязательств Российской Федерации от изменения мировых цен на энергоресурсы.
С учетом того, что в 2014 - 2016 годах планируется превышение расходов федерального бюджета над доходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации рассматриваемым проектом федерального закона утверждается дефицит федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
В законопроекте учтена необходимость выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606, направленных на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны (приложение N 2 к пояснительной записке).
II. Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов
Законопроектом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2014 год:
1) прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 73 трлн. 315,0 млрд. рублей (в 2013 году - 66 515,0 млрд. рублей, в 2012 - 60 590,0 млрд. рублей) и уровень инфляции, не превышающий 5,0 процентов (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) (в 2013 году - 5,5 процентов, в 2012 год - 6,0 процентов);
2) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 13 трлн. 570 млрд. 539 млн. 450,0 тыс. рублей (в проекте бюджета 2013 - прогнозировалось 12 865 925 621,0 тыс. рублей, в 2012 - 12 677 006 842,0 тыс. рублей);
3) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 трлн. 960 млрд. 133 млн. 315,8 тыс. рублей (на 2013 прогнозировалось 13 387 340 174,7 тыс. рублей, на 2012 - 12 745 151 261,1 тыс. рублей);
4) дефицит федерального бюджета составит (-)389,6 млрд. рублей (0,5% ВВП) в 2014 году, (-)796,6 млрд. рублей (1,0% ВВП) в 2015 году и (-)486,5 млрд. рублей (0,6% ВВП) в 2016 году.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что несмотря на прогнозируемое замедление темпов экономического развития Российской Федерации, утвержденные в прошлом бюджетном цикле общие объемы расходов федерального бюджета на 2014-2015 годы (без учета условно-утвержденных расходов) законопроектом не сокращаются.
Основные характеристики бюджета 2014, 2015 и 2016 годов представлены в статье 1 законопроекта. Для большей наглядности в настоящем заключении эти характеристики сведены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики |
2012 г. (по закону) |
2013 г. (по закону) |
2014 г. Проект 2014 Проект 2013 |
2015 г. Проект 2014 Проект 2013 |
2016
Проект 2014 |
Доходы (млн. руб.) Темпы прироста (в % к предыд. году) в %% к ВВП |
12 677 007,0
12,3 20,7 |
12 865 925,6
1,4 19,3 |
13 570 539,4 14 063 419,9
5,4 18,5 |
14 564 940,9 15 615 507,4
|
15 905 708,7 |
Расходы (млн. руб.) |
12 745 151,3 |
13 387 340,2 |
13 960 133,3
14 207 001,5 |
15 361 540,9
15 626 283,6 |
16 392 212,9 |
Дефицит (млн. руб.) |
- 68 144,3
0,5% доходов |
- 521 414,6
4,04% доходов |
-389 593,8 - 143 581,6 2, 86% доходов |
-796 600 - 10 776,2 |
-486 504,2 |
Верхний предел государственного внешнего долга (долл. США) |
56,5 млрд. долларов США |
66,2 млрд. долларов США |
71,9 млрд 75,8 млрд. долларов США |
78,8 млрд 83,8 млрд. долларов США |
88,5 млрд долларов США |
Верхний предел государственного внутреннего долга (млн. руб.) |
5 462 127,1 |
6 600 552,2 |
7 245 522,3
7 590 290,0 |
8 466 494, 6
8 313 703,5 |
9 335 492, 3 |
Объем ВВП (млрд. руб.) |
60 590,0 |
66 515,0 |
73 315,0 73 993,0 |
79 660,0 82 937,0 |
86 837,0 |
Уровень инфляции (%) |
6,0 |
5,5 |
5,0 5,0 |
5,0 4, 5 |
4, 5 |
В целом за трехлетний период 2014-2016 ситуация с доходами и расходами федерального бюджета будет таковой:
Доходы 44 трлн. 041 млрд. 187 млн. руб.
Расходы 45 трлн. 713 млрд. 886 млн. руб.
Дефицит 1 трлн. 672 млрд. 699 млн. руб.
Показатели трехлетнего периода 2013-2015 (согласно проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов"):
Доходы 42 трлн. 544,8 млрд. руб.;
Расходы 43 трлн. 220,6 млрд. руб.;
Дефицит 675,8 млрд. руб.
Совокупный доход федерального бюджета на 2014-2016 годы почти на 1,5 трлн. рублей превысит показатель трехлетнего периода 2013-2015 годов, тогда как дефицит вырастет почти на 1 трлн. руб.
Законопроектом устанавливается нормативная величина Резервного фонда в сумме 5 трлн. 132 млрд. 050 млн. 000,0 тыс. рублей
При сложившихся условиях согласно приложениям 41 и 42 к проекту Федерального закона основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов будут являться государственные ценные бумаги Российской Федерации, средства Резервного фонда и фонда национального благосостояния.
III. Новеллы проекта федерального закона
1. Необходимо отметить, что проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012-2013 годах 40 государственных программ Российской Федерации, охватывающих основные сферы (направления) деятельности федеральных органов исполнительной власти.
2. Кроме того, следует отдельно отметить еще одну особенность представленного проекта бюджета. Впервые сделана серьезная попытка выделить "семейно-детский бюджет", содержащий информацию об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей. Данное нововведение высоко оценивается Комитетом, поскольку на его необходимость неоднократно указывалось ранее, в том числе в рамках проведенного Комитетом 1 июня 2012 года "круглого стола", посвященного данному вопросу.
Такое нововведение позволит сформировать достаточно точное представление не только об объемах финансирования из федерального бюджета на поддержку семьи и детей, но и об отношении государства к семейно-детской сфере в целом, контролировать расходы государства на эти цели.
Вместе с тем Комитет отмечает, что информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на
Текст документа приводится в соответствии с источником
IV. Расходы на социальную поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
1. Расходы федерального бюджета на социальную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Подраздел "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" содержит далеко не полный перечень расходов, которые направлены на поддержку семей с детьми. В основном указанные расходы отнесены к следующим разделам: "Образование", "Здравоохранение" "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты". Кроме того, соответствующие бюджетные ассигнования относятся к различным государственным программам (в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан").
Комитет назначен соисполнителем при рассмотрении государственной программы "Социальная поддержка граждан". В связи с этим, основное внимание Комитета уделено данному направлению, в частности подпрограмме "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей".
Расходы Федерального бюджета в 2013-2016 годах на реализацию государственной программы "Социальная поддержка граждан"
Наименование |
2013 год (Закон N 216-ФЗ) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||||
Паспорт ГП |
Отклонение от Паспорта |
Изменение к предыдущему году, % |
Паспорт ГП |
Проект |
Отклонение от Паспорта |
Изменение к предыдущему году, % |
Паспорт ГП |
Проект |
Отклонение от Паспорта |
Изменение к предыдущему году, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 - 3 |
6 = 4/2 х 100 |
7 |
8 |
9 = 8 - 7 |
10 = 8/4 х 100 |
11 |
12 |
13 = 12 - 11 |
14 = 12/8 х 100 |
Всего |
968 416,5 |
958 656,9 |
1 088 411,3 |
129 754,4 |
112,4 |
1 006 842,0 |
1 161 178,1 |
154 336,1 |
106,7 |
1 039 271,3 |
1 177 989,6 |
138 718,3 |
101,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
633 981,1 |
662 938,2 |
645 144,1 |
-17 794,1 |
101,8 |
696 705,1 |
663 524,5 |
-33 180,6 |
102,8 |
722 819,4 |
673 450,4 |
-49 369,0 |
101,5 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" |
1 747,6 |
638,8 |
1 659,2 |
1 020,4 |
94,9 |
640,4 |
641,5 |
1,1 |
38,7 |
640,4 |
642,4 |
2,0 |
100,1 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" |
331 009,3 |
293 506,4 |
440 079,7 |
146 573,3 |
133,0 |
307 893,0 |
495 453,8 |
187 560,8 |
112,6 |
314 168,0 |
502 338,5 |
188 170,5 |
101,4 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" |
1 678,5 |
1 573,5 |
1 528,3 |
-45,2 |
91,1 |
1 603,5 |
1 558,3 |
-45,2 |
102,0 |
1 643,5 |
1 558,3 |
-85,2 |
100,0 |
2. Общие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, предусмотренные в проекте федерального закона, составляют:
на 2014 год - 462 млрд. 834 млн. 890 тыс. руб. (3, 05% расходной части бюджета, 0,63% ВВП)
на 2015 год - 517 млрд., 709 млн. 068 тыс. руб.
на 2016 год - 512 млрд. 734 млн. 925 тыс. руб.
Из них на реализацию мероприятий, связанных с поддержкой семьи и детей и относящихся к государственной программе "Социальная поддержка граждан" предусмотрено:
на 2014 год - 425 млрд. 668 млн. 882 тыс. руб. (3, 04% расходной части бюджета, 0,57% ВВП)
на 2015 год - 481 млрд. 948 млн. 107 тыс. руб.
на 2016 год - 487 млрд. 558 млн. 696 тыс. руб.
3. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Социальная поддержка граждан" увеличены:
в 2014 году на 129 млрд. 754,4 млн. рублей,
в 2015 году - на 154 млрд. 336,1 млн. рублей,
в 2016 году - на 138 млрд. 718,3 млн. рублей.
4. Основное увеличение в 2014-2015 годах произошло в отношении расходов на реализацию мероприятий подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" за счет увеличения бюджетных ассигнований на предоставление материнского (семейного) капитала исходя из ожидаемого увеличения численности получателей и индексации установленного размера материнского (семейного) капитала - в 2014 году на 137 млрд. 829,9 млн. рублей, в 2015 году - 175 млрд. 077,7 млн. рублей, в 2016 году - 173 млрд. 388,6 млн. рублей.
При этом сам размер материнского (семейного) капитала предлагается установить на уровне 429 тыс. 408, 5 руб. (статья 9 законопроекта). В 2013 году этот размер составляет 408 тыс. 960 руб.
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала составят:
в 2014 году - 301,0 млрд. руб.
в 2015 году - 347,2 млрд. руб.
в 2016 году - 345,5 млрд. руб.
5. Анализ положений рассматриваемого проекта федерального закона в части реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан" позволяет сделать вывод, что в целом ассигнования федерального бюджета, запланированные для покрытия расходов, направленных на реализацию указанной государственной программы, в целом позволяют решать задачи программы, обозначенные в ее паспорте, соответствуют мероприятиям программы, содержащимся в Плане реализации программы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 1043-р).
V. Динамика прямых расходов федерального бюджета в 2014 - 2016 годах на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
(в сравнении с 2012 и 2013 г.) млрд. руб.
1. Для наглядности и удобства анализа динамики расходов федерального бюджета, связанных с социальной поддержкой семьи, материнства, отцовства, а также в связи с рождением и воспитанием детей, сведены в отдельную таблицу 3. В ней представлены только прямые расходы на эти цели.
Таблица 3
Виды расходов |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. проект |
2016 г. проект |
прирост (сокращение) 2014 г. к 2013 |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
|
7,45 |
5,73 |
4,89 |
|
|
Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы |
|
4,88 |
4,56 |
3,05 |
|
|
Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" |
|
3,88 |
3,59 |
3,06 |
|
|
1. Развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей (Строительство и реконструкция детских садов, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей) |
|
0,98 |
0,63 |
0,1 |
|
|
2. Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (дошкольное образование, школы, школы-интернаты, детские дома) |
|
0,77 |
0,79 |
0,79 |
|
|
Государственная программа "Социальная поддержка граждан " |
|
425,66 |
481,94 |
487,55 |
|
|
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" |
|
425,21 (согласно информации Минфина) |
481,46 |
487,06 |
|
|
440,08 (согласно приложению N 16) |
495,45 |
502,33 |
||||
1. Субсидии бюджетам субъектов РФ на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (млрд. руб.) |
4,6 |
4,6 |
4,37
4,6 (в проекте 2013) |
Передано для финансового обеспечения органам государственной власти субъектов РФ |
0,0 |
-0,23 |
2. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений |
6,2 |
6,2 |
6,22 |
6,51 |
6,84 |
0,0 |
3 Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования |
5,2 |
7,29 |
7,76
5,79 (в проекте прошлого года) |
7,78
5,79 |
7,78 |
0,47 |
4. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
6,00 |
6,26 |
6,54 |
6,76 |
7,06 |
0,28 |
5. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
0,695 |
0,989 |
1,56
1,05 |
1,69
1,12 |
1,76 |
0,58 |
6. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
52,3 |
55,2 |
57,39
55,2 (в проекте 2013) |
60,0
58,0 |
62,89 |
2,2 |
7. Пособие по беременности и родам |
2,7 |
3,4 |
5,29
3,5 (в проекте 2013) |
5,41
3,5 |
5,42 |
1,8 |
8. Единовременное пособие при рождении ребенка |
- |
- |
1,11 |
1,18 |
1, 27 |
|
9. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
2,8 |
2,1 |
3,74 |
3,77 |
3,83 |
1,6 |
10. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
6,0 |
6,2 |
6,59
6,2 (в проекте 2013)
|
6,76
6,5 |
7,06 |
0,39 |
11. Пособие по беременности и родам |
2,7 |
3,39 |
5,29
3,46 |
5,41
3,46 |
5,41 |
1,9 |
12. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
|
10,96 |
11,82 |
12,44 |
12,68 |
0,9 |
13. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
0,1 |
0,1 |
0,1
0,1 |
0,1
0,1 |
0,1 |
0,0 |
14. Трансферты Фонду социального страхования на ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
1,86 |
2,04 |
2,65
2,14 |
3,15
2,37 |
3,67 |
|
15. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий. |
3,2 |
3, 36 |
4,49
3,36 |
4,64
3,56 |
4,85 |
1,13 |
16. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварии, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении " Маяк " и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
0,014 |
0,014 |
0,015
0,014 |
0,016
0,015 |
0,017 |
|
17. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварии, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении " Маяк " и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации) |
|
|
0,006 |
0,006 |
0,007 |
|
18. Трансферты Фонду социального страхования на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами |
1,4 |
1,8 |
2,18
2,0 |
2,48
2,3 |
2,87 |
0,38 |
17. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
2,4 |
2,5 |
2,63
2,5 |
2,75
2,6 |
2,87 |
0,13 |
18. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
- |
5,9 |
19,15
17,1 |
28,95
26,9 |
32,5 |
8,8
0,00 |
19. Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,0 |
20. Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала |
162,7 |
200,08 |
300,95
163,13 |
347,2
172,14 |
345,5 |
100,8 |
21. Разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
1,00 |
1,00 |
0,95
1,00 |
0,95
1,00 |
0,0 |
|
22. Компенсации женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации |
0,003 |
0,003 |
0,003
0,003 |
0,003
0,003 |
0,003 |
|
Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы |
2,9 |
2,23 |
3,29
3,46 |
3,76
3,96 |
0,0 |
|
1. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов (в рамках Подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения") |
- |
- |
3,29 |
3,76 |
0,0 |
|
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
- |
- |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
|
1. Федеральная целевая программа "Жилище", Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (млрд. руб.) |
4,9 |
3,5 |
3,5
3,5 |
3,5
3,5 |
0,0 |
0,0 |
ВСЕГО в целом: (с материнским капиталом) |
|
|
462,8 |
517,7 |
517,7 |
|
2. Сопоставление общих расходов на государственную поддержку семей с детьми ("семейно-детский бюджет") 2014 года с предыдущими периодами не представляется возможным в силу различия в подходах и методиках подсчета соответствующих средств.
Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь в виду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Заключение по проекту бюджета Фонда социального страхования на 2014 год и плановый период 2016 и 2017 годов представлено в отдельном материале.
Кроме того, при оценке общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержи семей с детьми следует также учитывать специфику российской бюджетной системы. Средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах. Общее представление можно будет получить только после того, как органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов соответствующих уровней будут выделять "семейно-детский" бюджет с информацией об объемах ассигнований, направляемых на поддержку семей с детьми, как это сделано Минфином России при направлении в Государственную Думу проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и сопроводительных материалов.
Комитет полагает, что в рамках дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации было бы целесообразно внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнения, предусматривающие включение в число сопроводительных материалов при внесении законопроекта в Государственную Думу информации об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, предусмотренных в проекте федерального бюджета на соответствующий календарный год и плановый период. Потребность в совершенствовании законодательства в указанной части вызвана том числе реализацией положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. N 761), планом первоочередных мероприятий которой предусмотрена разработка в срок до июня 2014 г. концепции государственной семейной политики в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. N 1916-р).
VI. Общие выводы
Анализ представленных в таблице расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов в целом финансово обеспечено исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
2. На фоне общего сокращения расходов на реализацию государственных программ "Развитие здравоохранения" и "Развитие образования на 2013-2020 годы" объем ассигнований на поддержку семей с детьми неуклонно возрастает. В частности, сохраняется тенденция к увеличению ассигнований на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, связанная с прогнозируемым уровнем инфляции и изменением рождаемости.
3. Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка оказывается субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
В проекте федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов на указанные цели в 2013 году предполагалось направить 5,9 млрд. рублей, в 2014 году - 19,15 млрд. рублей (планировалось - 17,1 млрд. руб.), в 2015 году - 28,95 млрд. руб. (планировалось - 26,9 млрд. руб.), в 2016 году - 32,25 млрд. руб.
Таким образом, выделяемые на 2014 год средства превосходят объемы средств, запланированных на эти цели на 2014 год в проекте федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
4. В связи с завершением ряда проектов в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" в объеме 52 млрд. 996 млн. рублей, в том числе с завершением предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования, в проекте бюджета предполагается снизить расходы на государственную программу "Развитие образования" на 2013-2020 годы в 2014 году относительно уровня 2013 года.
В проекте федерального закона (приложение 12) на дошкольное образование в 2014 году заложены средства в размере 6,22 млрд. руб., в сравнении с 7,7 млрд. рублей на 2013 год (и 6,53 млрд. рублей в 2012 году). К сожалению, к 2015-2016 годам объём средств федерального бюджета на указанные цели предполагается несколько сократить до 5,48 млрд. рублей в 2015 году и 5,67 млрд. руб. в 2016 году соответственно (приложение 14).
Учитывая острый дефицит мест в детских садах, особенно детей в возрасте от полутора до трех лет, Комитет, положительно оценивая увеличение ассигнований на эти цели в 2013 году, считает необходимым сохранить эту тенденцию в 2014 и 2015 годах (вместо запланированного уменьшения до 5,8 млрд. рублей к 2015 году).
Кроме того, следует учесть, что в рассматриваемом проекте федерального закона (в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие образования" на 2011-2015 годы) сумма в 1 млрд. руб. (982 млн. руб.), предназначенная для развития инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей (софинансирования мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией дошкольных образовательных учреждений), сохранена почти в том же объёме, что и в 2012-2013 годах.
Однако, из предложенной конструкции федерального бюджета непонятно, каков целевой характер этих средств и какова методика распределения указанных средств между регионами.
5. Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте по сравнению с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2016 годов" увеличены: с 200,08 млрд. рублей в 2013 году до 301 млрд. руб. - в 2014 году. К 2015 году объём средств федерального бюджета на указанные цели составит 347 млрд. рублей, что является несомненным позитивным моментом, учитывая, что в проекте федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов эту сумму предполагалось сократить до 172,14 млрд. руб.
6. Комитет, в целом положительно оценивая внесенные Правительством Российской Федерации предложения, касающиеся финансирования мероприятий, направленных на государственную поддержку семей с детьми, вместе с тем полагает необходимым отметить следующее:
1) Расходы федерального бюджета, предусмотренные на субсидирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации несколько снизились в сравнении с 2013 годом. Более того, эти расходы ниже чем те, которые были запланированы на 2014 год в проекте федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
2) Нельзя также не отметить предлагаемое законопроектом прекращение финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Подобное предложение дискредитирует роль федеральных органов государственной власти в решении вопросов отдыха и оздоровления детей и вызовет у общества закономерную негативную реакцию, поскольку рассматриваемые ассигнования являются в настоящее время единственной статьей расходов федерального бюджета в данной сфере, не считая детей военнослужащих и иных специальных субъектов.
По мнению Комитета, следовало бы сохранить существующую систему финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей. На это было указано предыдущем заключении Комитета (к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").
Кроме того, неясно куда предполагается перенаправить высвободившиеся средства федерального бюджета. Комитет полагает, что в целях улучшения положения в сфере социальной поддержки семьи необходимо направлять соответствующие средства на конкретные цели, отвечающие интересам семей с детьми.
3) В составе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы будет продолжено финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которая для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий молодых семей. Однако объемы её финансирования которые и на 2012 год составляли, по мнению Комитета, суммы незначительные и не соответствующие важности самой проблемы, ранее уже были снижены: с 4,9 млрд. рублей в 2012 году до 3,5 млрд. рублей уже в 2013 году. Та же сумма заложена в законопроекте на 2014 и 2015 годы.
Комитет считает, что в целях улучшения демографической ситуации в стране, стимулирования рождения вторых и третьих детей, напротив, следовало бы увеличить финансирование подпрограммы. Такая необходимость также связана с продолжающимся ростом стоимости жилья. При этом представляется необходимым продление действия Федеральной целевой программы "Жилище". Следует учитывать, что среди первоочередных вопросов при принятии семьей решения о том, следует ли им рожать очередного ребенка, встает именно жилищный вопрос.
4) По ряду расходных статей не заложено увеличение суммы ассигнований даже с учетом уровня инфляции. Так сумма расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" уже много лет не меняется, о чем шла речь и в прошлогоднем заключении Комитета по проекту федерального бюджета на соответствующий период. При этом Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 766 размер денежного поощрения был увеличен в два раза (с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. одному из награжденных орденом "Родительская слава" родителей (усыновителей) по их выбору либо награжденному родителю (усыновителю) из неполной семьи).
5) С 2015 года запланировано небольшое (на 300 миллионов рублей) увеличение ассигнований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (при возрастании рыночной стоимости жилья и увеличения численности льготной категории).
В целом признавая ограниченность ресурсных возможностей дефицитного федерального бюджета на период 2014-2016 годов, Комитет обращает внимание на то, что продолжающееся скудное финансирование соответствующих сфер не будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране в части стимулирования рождаемости, которая уже в ближайшие годы может пойти на спад.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Первый заместитель |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.