Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в части финансирования науки и инноваций) и отмечает следующее.
Основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014-2016 годы и характеризуются следующими данными (таблица 1).
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
показатель |
2013 Оценка |
2014 |
2015 |
2016 |
||||
N 216-ФЗ |
Прогноз |
Отклонение |
N 216-ФЗ |
Прогноз |
Отклонение |
Прогноз |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
цены на нефть Urals, долл./барр. |
107,0 |
101,0 |
101,0 |
0,0 |
104,0 |
100,0 |
-4,0 |
100,0 |
цены на газ, долл./тыс. куб.м |
340,3 |
315,7 |
336,8 |
21,1 |
330,5 |
316,6 |
-13,9 |
299,7 |
ВВП, млрд. руб. |
67 588 |
73993 |
73315 |
-678 |
82937 |
79660 |
-3277 |
86837 |
рост ВВП, % |
101,8 |
104,3 |
103,0 |
-1,3 |
104,5 |
103,1 |
-1,4 |
103,3 |
Инвестиции, млрд. руб. |
13 661 |
16128 |
14933 |
-1195 |
18527 |
16577 |
-1950 |
18475 |
объем импорта, млрд. долл. США |
321,3 |
388,3 |
331,3 |
-57,0 |
420,8 |
345,2 |
-75,6 |
361,7 |
объем экспорта, млрд. долл. США |
509,5 |
515,8 |
504,3 |
-11,5 |
538,6 |
505,0 |
-33,6 |
515,8 |
прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. |
11 225 |
16000 |
12 735 |
-3 265 |
18585 |
13510 |
-5 075 |
15135 |
инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года |
6,0 |
4-5 |
4,5-5,5 |
0 |
4-5 |
4-5 |
0 |
4-5 |
курс доллара, рублей за доллар США |
32,0 |
33,0 |
33,4 |
0,4 |
33,7 |
34,3 |
0,6 |
34,9 |
фонд заработной платы, млрд. руб. |
16 470 |
18 295 |
18 017 |
-278 |
20 269 |
19 464 |
-805 |
21 122 |
Несмотря на прогнозируемое замедление темпов экономического развития Российской Федерации, утвержденные в прошлом бюджетном цикле, общие объемы расходов федерального бюджета на 2014-2016 годы законопроектом не сокращаются.
В 2014-2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,1% ВВП в 2013 году до 18,5% в 2014 году и до 18,3% ВВП к 2016 году. Это сокращение обуславливается в первую очередь снижением нефтегазовых доходов с 9,5% ВВП в 2013 году до 7,9% ВВП в 2016 году.
За этот период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 8,4% ВВП в 2016 году (на 1,9% ВВП относительно 2013 года).
При этом расходы федерального бюджета будут ежегодно номинально возрастать: в 2014 году (по сравнению с прошлым годом) на 572,8 млрд. рублей, в 2015 году - на 1 401,4 млрд. рублей и в 2016 году - на 1 030,7 млрд. рублей.
Дефицит федерального бюджета составит (-)389,6 млрд. рублей (0,5% ВВП) в 2014 году, (-)796,6 млрд. рублей (1,0% ВВП) в 2015 году и (-)486,5 млрд. рублей (0,6% ВВП) в 2016 году.
Анализ доходной части федерального бюджета за 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов свидетельствуют о том, что в стране по-прежнему реализуется инерционный, энергосырьевой сценарий социально-экономического развития. В частности, об этом свидетельствует высокая доля доходов федерального бюджета, планируемых получить в 2014-2016 годах за счет доходов от экспорта природных ресурсов, в основном нефтегазовых доходов на фоне низких доходов, полученных от распоряжения имуществом, правами на результаты интеллектуальной деятельности, находящимися в федеральной собственности.
Результаты анализа структуры доходной части федерального бюджета свидетельствуют о том, что действующая система налогообложения предприятий и организаций выполняет в основном фискальную функцию. Так, удельный вес налоговых доходов (поступления от налогов, пошлин и сборов) в совокупных доходах федерального бюджета в 2014 году составляет более 80%.
Вызывает серьезные опасения наличие негативной тенденции роста государственного долга и расходов федерального бюджета на его обслуживание. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года составит 7245,5 млрд. рублей, верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года составит 71,9 млрд. долларов США, или 55,3 млрд. евро.
В этой связи следует отметить, что проблемы государственного долга Российской Федерации содержатся как в его значительном объеме, так и в скорости и бессистемности его наращивания, в экономической необоснованности привлечения ресурсов. В отличие от мировой практики, когда привлеченные ресурсы направляются в первую очередь на покрытие издержек модернизации фондов, в России, в условиях крайне высокого уровня изношенности производственных мощностей, заимствованные ресурсы практически не использовались для обновления оборудования и импорта технологий.
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2014 году должны составить 370,35 млрд. рублей, в 2015 году - 377,26 млрд. рублей, в 2016 году - 318,73 млрд. рублей. В процентах к ВВП они будут сокращаться: 2014 год - 0,5%, 2015 - 0,47%; 2016 - 0,37%. Для справки: по экспертным оценкам расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения на 2013 год должны составить 379,1 млрд. рублей или 0,57% ВВП.
В этой связи следует отметить, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, удельный вес расходов бюджетной системы в процентах к ВВП на фундаментальные исследования и содействие научно-технологическому прогрессу в 2011-2015 годах должен составлять не менее 0,7%.
По доле внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП Россия значительно уступает странам - лидерам в науке и инновациях.
Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012-2013 годах 40 государственных программ Российской Федерации, охватывающих основные сферы (направления) деятельности федеральных органов исполнительной власти.
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 2433-р с учетом ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы" и "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" предусмотрены в следующих объемах: в 2014 году - 152 674,0 млн. рублей, в 2015 году - 168 824,0 млн. рублей и в 2016 году - 188 800,0 млн. рублей.
На реализацию подпрограммы "Фундаментальные научные исследования" государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2014 год запланировано выделить 86125,1 млн. рублей, 2015 год - 91008,5 млн. рублей, 2016 год - 96970,9 млн. рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными значениями расходов в паспорте государственной программы в 2014 году уменьшены на 849,7 млн. рублей, в 2015 году - увеличены на 2 242,7 млн. рублей, в 2016 году - увеличены на 113,0 млн. рублей.
Вызывает особую обеспокоенность наличие дисбаланса между предусмотренными в законопроекте объемами бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Развитие науки и технологий" по подпрограмме "Прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий".
Так, на реализацию подпрограммы "Прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий" государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2014 год из федерального бюджета запланировано выделить 1601,5 млн. рублей, 2015 год - 1589,2 млн. рублей, 2016 год - 1423,7 млн. рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Развитие науки и технологий" в 2014 году уменьшены на 23807,7 млн. рублей, в 2015 году - на 25335,5 млн. рублей, в 2016 году - на 27232,8 млн. рублей.
Аналогичная негативная ситуация имеет место и по подпрограмме "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы "Развитие науки и технологий", на реализацию которой в бюджете на 2014 год запланировано выделить 13332,0 млн. рублей, 2015 год - 22494,2 млн. рублей, 2016 год - 33797,4 млн. рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Развитие науки и технологий" в 2014 году уменьшены на 18415,7 млн. рублей, в 2015 году - на 19625,6 млн. рублей, в 2016 году - на 20875,2 млн. рублей.
Наличие существенных расхождений между предусмотренными в законопроекте объемами бюджетных ассигнований по сравнению с объемами ассигнований, утвержденными в паспорте государственной программы "Развитие науки и технологий", не позволит достичь запланированных значений целевых показателей научно-технического развития России до 2020 года. В частности, ожидается, что доля публикаций российских ученых, в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), вырастет до 3% в 2020 году (в 2011 году 2,12%).
На финансирование фундаментальных исследований в области общегосударственных вопросов на 2014 год запланировано выделить 103627, 4 млн. рублей, в 2015 и 2016 годах - 108519, 9 млн. рублей и 114797, 0 млн. рублей соответственно.
На финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов в 2014 году запланировано выделить 12055,2 млн. рублей, в 2015 и 2016 годах - 12 441,0 млн. рублей и 11976,1 млн. рублей соответственно.
На финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики в 2014 году запланировано выделить 205619,9 млн. рублей, в 2015 и 2016 годах 199863, 8 млн. рублей и 123533,0 млн. рублей соответственно.
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения по основным министерствам и ведомствам, получателям бюджетных средств, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения по основным ведомствам, получателям бюджетных средств
(тыс. рублей) | |||
Наименование |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1 |
3 |
4 |
5 |
Федеральное космическое агентство |
80686605,6 |
79015750,3 |
11113630,0 |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
76241475,5 |
71567470,0 |
65892388,8 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
50937770,8 |
67562220,0 |
83656213,4 |
ГК по атомной энергии "Росатом" |
16242559,1 |
13207861,5 |
9651691,5 |
Российская академия наук |
36938363,6 |
38101458,2 |
38464793,9 |
Сибирское отделение Российской академии наук |
16718758,5 |
18121878,2 |
19327513,7 |
Уральское отделение Российской академии наук |
4909736,3 |
4891339,6 |
5014734,2 |
Дальневосточное отделение Российской академии наук |
5949001,1 |
5778231,2 |
5778783,0 |
Российская академия сельскохозяйственных наук |
7997609,4 |
8455789,0 |
8395421,9 |
Российская академия медицинских наук |
6235158,7 |
6376590,1 |
6380410,8 |
Российская академия архитектуры и строительных наук |
238105,8 |
243944,0 |
244014,4 |
Российская академия образования |
812270,9 |
836147,4 |
836289,3 |
Российская академия художеств |
479427,6 |
490552,0 |
490642,0 |
Российский фонд фундаментальных исследований |
9245688,1 |
10931856,0 |
14303056,0 |
Российский гуманитарный научный фонд |
1542229,1 |
1824602,8 |
2373402,8 |
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
3923367,7 |
3926063,6 |
3926063,6 |
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года N 467-р, в 2014 году - 132 626,0 млн. рублей, в 2015 году - 124 335,9 млн. рублей и в 2016 году - 116 285,5 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" увеличены в 2014 году на 5 660,2 млн. рублей, в 2015 году - на 7 050,0 млн. рублей, в 2016 году - на 1 695,1 млн. рублей.
Результаты анализа структуры расходов на реализацию государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" свидетельствуют о том, что в ней не предусмотрены расходы на внедрение научных и научно-технических результатов, полученных в ходе выполнения государственной программы "Развитие науки и технологий". Отсутствие технологической сопряженности указанных государственных программ не позволит повысить результативность инновационной деятельности и эффективность бюджетных средств, выделяемых на науку и инновации.
Рассмотрев законопроект о федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям высказывает следующие замечания и рекомендует учесть следующие предложения по его доработке.
1. В проекте федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотреть выделение необходимых средств на научные исследования и разработки для достижения показателя 0,7% ВВП, предусмотренного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
2. Для достижения целевых показателей научно-технического развития Российской Федерации в проекте федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотреть выделение необходимых средств, предусмотренных в паспорте государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 2433-р.
3. Формирование проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов осуществлялось в условиях реформирования государственных академий наук в связи с принятием Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В этой связи Правительству Российской Федерации необходимо до начала финансового года обеспечить принятие пакета нормативных правовых актов, необходимых для практической реализации норм указанного Закона, в увязке с утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 года N 2237-р Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы.
4. Правительству Российской Федерации при планировании объема и структуры расходов на реализацию государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" предусмотреть расходы на внедрение научных и научно-технических результатов, полученных в ходе выполнения государственной программы "Развитие науки и технологий".
5. Для снижения бюджетного дефицита в условиях возможного снижения роли энергосырьевого сектора экономики и налоговых поступлений, как основных источников формирования федерального бюджета постперестроечного периода, особого внимания требует решение проблемы повышения неналоговых доходов, получаемых в основном за счет эффективного использования научно-технического потенциала страны, вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
6. При совершенствовании системы налогообложения необходимо исходить из того, что в условиях экономического кризиса налоги в большей степени должны выполнять не фискальную, а регулирующую и стимулирующую функции. Структура и уровень налогообложения должны оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать благоприятные условия для развития инновационной деятельности.
7. Наряду с решением проблем увеличения бюджетного финансирования науки и инноваций Правительству Российской Федерации необходимо разработать систему мер по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями государственных целевых программ, а также государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.
В соответствии с изложенным, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.