Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию, рассмотрев проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее Законопроект) в части финансирования сферы образования, отмечает следующее.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах было отмечено, что "Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно. __ Учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.".
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах отмечается, что "Не удалось в полной мере обеспечить приоритезацию структуры расходов бюджетной системы и увеличить долю средств, направленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры.". При этом обращается внимание, что "Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов федерального бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года задач и создающих условия для экономического роста".
Согласно пояснительной записки к Законопроекту в 2014 - 2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,1% ВВП в 2013 году до 18,5% в 2014 году и до 18,3% ВВП к 2016 году. Это сокращение обусловливается, в первую очередь, снижением нефтегазовых доходов с 9,5% ВВП в 2013 году до 7,9% ВВП в 2016 году. При этом расходы федерального бюджета будут ежегодно номинально возрастать: в 2014 году (по сравнению с 2013 годом) на 572,8 млрд. рублей, в 2015 году - на 1 401,4 млрд. рублей и в 2016 году - на 1 030,7 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета составит соответственно (-)389,6 млрд. рублей (0,5% ВВП) в 2014 году, (-)796,6 млрд. рублей (1,0% ВВП) в 2015 году и (-)486,5 млрд. рублей (0,6% ВВП) в 2016 году.
С учетом прогнозируемого сокращения доходов федерального бюджета по сравнению с показателями, утвержденными Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон N 216-ФЗ) и Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 133-ФЗ, Правительством Российской Федерации при подготовке Законопроекта проведена работа по изменению действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов.
В части раздела "Образование" сравнительные данные объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета представлены в таблице 1.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Образование"
Таблица 1
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||
Закон N 216-ФЗ |
Отклонение от Закона 216-ФЗ |
Закон N 216-ФЗ |
Отклонение от Закона 216-ФЗ |
Отклонение от проекта 2015 года |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
6 |
7 |
8=7-6 |
9 |
10=9-7 |
Раздел "Образование", всего |
687 532,5 |
569 380,7 |
593 384,2 |
24 003,4 |
591 901,5 |
623 465,4 |
31 563,9 |
639 183,8 |
15 718,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подраздел "Дошкольное образование" |
58 321,7 |
6 654,5 |
6 711,4 |
56,9 |
6 179,0 |
5 907,6 |
-271,3 |
6 089,3 |
181,7 |
Подраздел "Общее образование" |
67 040,2 |
20 147,6 |
19 443,4 |
-704,2 |
19 847,3 |
19 930,1 |
82,7 |
13 855,5 |
-6 074,6 |
Подраздел "Начальное профессиональное образование" |
4 726,2 |
4 469,2 |
|
-4 469,2 |
4 477,1 |
|
-4 477,1 |
|
|
Подраздел "Среднее профессиональное образование" |
4 924,0 |
3 668,4 |
9 233,4 |
5 565,0 |
3 835,0 |
9 282,3 |
5 447,3 |
9 895,7 |
613,4 |
Подраздел "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" |
6 969,7 |
6 602,1 |
8 034,3 |
1 432,2 |
7 203,9 |
8 147,9 |
944,0 |
8 057,1 |
-90,8 |
Подраздел "Высшее и послевузовское профессиональное образование" |
507 912,4 |
504 008,1 |
507 390,2 |
3 382,1 |
530 688,1 |
540 909,6 |
10 221,6 |
558 963,1 |
18 053,4 |
Подраздел "Молодежная политика и оздоровление детей" |
5 582,0 |
5 313,5 |
5 082,1 |
-231,4 |
1 047,3 |
712,9 |
-334,4 |
698,9 |
-14,0 |
Подраздел "Прикладные научные исследования в области образования" |
10 237,8 |
9 426,3 |
25 126,9 |
15 700,6 |
9 824,6 |
30 366,0 |
20 541,4 |
31 700,9 |
1 334,8 |
Подраздел "Другие вопросы в области образования" |
21 818,5 |
9 091,0 |
12 362,5 |
3 271,5 |
8 799,2 |
8 208,9 |
-590,3 |
9 923,2 |
1 714,3 |
В проекте федерального бюджета на 2014 - 2016 годы по разделу "Образование" предусмотрены бюджетные ассигнования в 2014 году - 593 384,2 млн. рублей, в 2015 году - 623 465,4млн. рублей и в 2016 году - 639 183,8 млн. рублей. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по данному разделу по сравнению с 2013 годом (5,1%) уменьшается и составляет в 2014 году 4,3%, в 2015 году - 4,1% и в 2016 году - 3,9 процента. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Образование" по сравнению с 2013 годом (1,0%) снижается и составляет в 2014 и 2015 годах - 0,8% ежегодно и 2016 году - 0,7 процента.
Изменение объемов бюджетных ассигнований, обусловленное общими подходами по формированию проекта федерального бюджета (уровень инфляции, курс долл. США по отношению к рублю, решения по оптимизации расходов), уменьшило объем расходов по разделу в 2014 году на 6 121,9 млн. рублей, а в 2015 и 2016 годах увеличило расходы на 662,5 млн. рублей и 3 480,6 млн. рублей соответственно.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета, на изменение расходов по разделу "Образование" по сравнению с 2013 годом повлияло:
1) увеличение бюджетных ассигнований на реализацию:
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений в 2016 году в сумме 21 500,0 млн. рублей;
мероприятий по поддержке ведущих вузов в сумме 10 500,0 млн. рублей в 2014 году, 12 000,0 млн. рублей в 2015 году, 12 500,0 млн. рублей в 2016 году;
мероприятий по государственной молодежной политике в 2014-2016 годах в сумме 30,0 млн. рублей ежегодно;
программ развития ведущих классических университетов Российской Федерации (в 2014 и 2015 годах по 1 000,0 млн. рублей каждому ежегодно);
прикладных научных исследований в образовательных организациях высшего образования медицинского профиля за счет перераспределения в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в 2014 году в сумме 1 104,4 млн. рублей, в 2015 - 2016 годах - 1 109,8 млн. рублей ежегодно;
новых федеральных целевых программ "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы и "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" в 2014 году в сумме 17 106,0 млн. рублей, в 2015 году - 18 055,7 млн. рублей, в 2016 году - 19 136,7 млн. рублей;
2) перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию переданных полномочий Российской Федерации, в том числе на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования в связи с консолидацией субвенций на разделе "Общегосударственные вопросы" в составе единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в 2014 году в сумме 1 100,3 млн. рублей, в 2015-2016 годах - 1 119,8 млн. рублей ежегодно;
на научно-исследовательскую деятельность образовательных организаций высшего образования: в 2014 году в сумме 8 322,4 млн. рублей, в 2015 году - 8 449,8 млн. рублей, в 2016 году - 8 476,1 млн. рублей;
3) уменьшение бюджетных ассигнований в связи с завершением:
софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования в сумме 40 000,0 млн. рублей;
софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с субсидированием в полном объеме первоначального взноса, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита, предоставленного молодым, в возрасте до 35 лет, учителям государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в сумме 1 500,0 млн. рублей.
Кроме того, в соответствии с внесенным Законопроектом с 2014 года финансовое обеспечение выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в объеме 11 450,0 млн. рублей будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 2015 года в соответствии с разграничением полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации в Законопроекте предлагается привести в соответствие с указанными полномочиями финансовое обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в результате чего завершится софинансирование за счет средств федерального бюджета указанных мероприятий в сумме 4 370,0 млн. рублей.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах указывается, что "Основным инструментом достижения целей государственной политики должны стать государственные программы, требования к которым будут вытекать из документов стратегического планирования, а механизмы и объемы их финансового обеспечения устанавливаться в долгосрочной бюджетной стратегии, трехлетних бюджетах и Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.". Таким образом, стратегическим направлением повышения эффективности бюджетных расходов должно стать расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов управления. Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части финансирования сферы образования сформирован на основе государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (далее Программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 792-р. Определение в рамках разрабатываемой в настоящее время долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года "потолков" расходов по государственным программам Российской Федерации должно позволить реализовать в рамках объективно обусловленных бюджетных ограничений приоритеты государственной политики, создать стимулы и расширить возможности для ответственных исполнителей указанных программ по выявлению резервов и выбору приоритетных направлений расходов (внутри государственных программ) с целью достижения наилучших результатов использования финансовых ресурсов.
В Законопроекте предусмотрены следующие объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Развитие образования":
в 2014 году - 404 013,4 млн. рублей;
в 2015 году - 441 690,2 млн. рублей;
в 2016 году - 465 955,4 млн. рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Развитие образования" увеличены на 10 605,3 млн. рублей в 2014 году, на 11 121,0 млн. рублей в 2015 году, уменьшены на 3 641,9 млн. рублей в 2016 году. Наиболее существенное увеличение в 2014 - 2015 годах произошло в отношении расходов на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие профессионального образования", что обусловлено:
выделением дополнительных бюджетных ассигнований в объеме 13 385,0 млн. рублей в 2014 году, 15 827,5 млн. рублей в 2015 году, в том числе на реализацию мероприятий по поддержке ведущих вузов и молодежной политики, программ развития Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета;
увеличением в 2014 году расходов на реализацию мероприятий Программы по восполнению дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов в объеме 4 000,0 млн. рублей с соответствующим уменьшением бюджетных ассигнований в 2015 году.
В то же время предусмотрено сокращение (оптимизация) расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, субсидий юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы: в 2014 году - на 5 640,1 млн. рублей, в 2015 году - на 3 660 млн. рублей.
Сокращение расходов на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" связано с формированием в рамках государственной программы "Региональная политика и федеративные отношения" единой субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, включающей в том числе ранее предоставляемые в рамках Программы субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования в объемах: в 2014 году - 1 100,3 млн. рублей, в 2015 и 2016 годах - по 1 119,8 млн. рублей.
Кроме того, причиной сокращения объемов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2016 году по сравнению с ее паспортом является применение общих подходов к оптимизации расходов федерального бюджета.
Снижение расходов на Программу в 2014 году относительно уровня 2013 года составит 42 924,8 млн. рублей, что связано, главным образом, с завершением ряда проектов в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" в объеме 52 996,2 млн. рублей, в том числе завершением предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств:
возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования, в сумме 40 000,0 млн. рублей;
связанных с субсидированием в полном объеме первоначального взноса, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита, предоставленного молодым, в возрасте до 35 лет, учителям государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в сумме 1 500,0 млн. рублей.
Также, с 2014 года финансовое обеспечение выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в сумме 11 450,0 млн. рублей будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между уровнями власти в Российской Федерации.
Рост расходов на государственную программу в 2015 году относительно уровня 2014 года составит 37 676,8 млн. рублей, в 2016 году относительно уровня 2015 года - 24 265,2 млн. рублей, преимущественно в рамках подпрограммы "Развитие профессионального образования" в части:
индексации стипендиального фонда на уровень инфляции с 1 сентября 2014 года и с 1 сентября 2015 года в сумме 10 860,8 млн. рублей; с 1 сентября 2016 года в сумме 3 410,2 млн. рублей;
выделения дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (с учетом планируемого снижения контингента студентов и, следовательно, сокращения числа преподавателей, занятых в высшем образовании) - в 2015 году - 24 000,0 млн. рублей; в 2016 году - 21 500,0 млн. рублей;
увеличения объема бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы в сумме 1 782,9 млн. рублей в 2015 году;
увеличения объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по поддержке ведущих университетов - в 2015 году - 1 500,0 млн. рублей, в 2016 году - 500,0 млн. рублей.
Комитет обращает внимание на несоответствие значений основных целевых индикаторов реализации государственной программы "Развитие образования" и их плановых значений по годам, приведенных в таблице 4.4 (стр.112) Пояснительной записки к Законопроекту, данным приложения N 1 "Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, ее подпрограмм, федеральных целевых программ, подпрограмм федеральных целевых программ и их значениях" к государственной программе "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р.
Кроме того, используемые как в Программе, так и в Законопроекте основные целевые индикаторы реализации Программы не всегда имеют однозначный характер, слабо отражают мультипликативные эффекты от реализации Программы. Так, показатель "удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся", не содержит информации о том, что понимается под современными требованиями. По мнению Комитета, следует уточнить значение показателя "Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности", который в соответствии с Программой составляет в 2016 году 51,1%, что означает, что практически каждый второй такой выпускник не сможет трудоустроиться в течение года по полученной специальности. Требуют уточнения и ряд других показателей.
Исходя из положений Бюджетных посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах Комитет считает, что:
1. Снижение уровня расходов федерального бюджета по разделу "Образование" недопустимо (в Законопроекте заложено существенное снижение как в % к общему объему расходов, так и в % к ВВП).
Объем расходов федерального бюджета по разделу "Образование"
(в % к общему объему расходов) | ||||||
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Закон N 216-ФЗ |
Закон N 216-ФЗ |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Образование |
5,1 |
4,0 |
4,3 |
3,8 |
4,1 |
3,9 |
Объем расходов федерального бюджета по разделу "Образование"
в % к ВВП | ||||||
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Закон N 216-ФЗ |
Закон N 216-ФЗ |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Образование |
1,0 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
Необходимо вернуться к объемам финансирования не ниже 2013 года по всем показателям, как в абсолютном, так и в относительном выражении.
2. Приоритетом бюджетной политики должно стать безусловное финансовое обеспечение выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606. В Приложении N 2 к Пояснительной записке к Законопроекту представлена информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на реализацию в 2014 - 2016 годах этих указов и поручениях по их реализации.
В частности Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" предусмотрено обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. В изменениях к федеральному бюджету на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 133-ФЗ, бюджетам субъектов Российской Федерации были предоставлены в 2013 году субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования в размере 50 млрд. рублей.
Для исполнения поручений Президента Российской Федерации по обеспечению 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет требуется пролонгация финансирования модернизации региональных систем дошкольного образования, по крайней мере, на 2014 и 2015 годы. Таким образом, в проекте бюджета необходимо предусмотреть дополнительно предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию программ (проектов) развития дошкольного образования в объемах 100,0 млрд. рублей на 2014 год и 100,0 млрд. рублей на 2015 год.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" предусматривает увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 -75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Из Приложения N 2 к пояснительной записке к Законопроекту видно, что средства на эти цели в необходимых объемах не предусмотрены. Таким образом, в Законопроекте следует дополнительно предусмотреть предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на модернизацию дополнительного образования детей в 2014 - 2016 годах в объеме 21,3 млрд. рублей.
3. Ввиду того, что воспитание в соответствие образовательным законодательством является неотъемлемой составляющей образования в системе российского образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование" действует направление по дополнительному денежному вознаграждению за выполнение функций классного руководителя. Государственная поддержка является стимулом для активизации воспитательной работы в школе. И что особенно ценно, указанные выплаты учитывали специфику деятельности классного руководителя в сельской местности и специальных образовательных учреждениях. Вознаграждения за классное руководство выплачиваются с 1 января 2006 года. Свыше 800 тыс. российских учителей получали вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Из федерального бюджета на эти цели ежегодно во все субъекты Российской Федерации направляется около 12 млрд. рублей. Передача выплат за классное руководство на региональный уровень, предложенная в Законопроекте, в настоящее время нецелесообразно и приведет к утрате достигнутых результатов по воспитанию обучающихся.
4. Проект по модернизации региональных систем общего образования, инициированный В.В. Путиным в период работы в должности Председателя Правительства Российской Федерации, явился ключевым для формирования современной образовательной среды в системе общего образования и создал реальные предпосылки для повышения качества общего образования в Российской Федерации. Прекращение софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования, заложенное в Законопроекте, может приостановить позитивные изменения, происходящие в настоящее время в этом уровне образовании, что поставит под угрозу решение задачи повышения качества профессионального образования. Необходимо продолжить программу софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования, заложив в Законопроекте постепенное снижение объемов софинансирования в период 2014 - 2016 годов.
5. Государственная программа "Развитие образования" содержит в своем составе Федеральную целевую программу развития образования на 2011 - 2015 годы. Несмотря на то, что действие программы заканчивается в 2015 году, проект бюджета содержит конкретные суммы финансирования на 2016 годы (16 434 600,0 рублей), статус которых ввиду отсутствия решения о продолжении этой федеральной целевой программы остается неясным.
6. Примененные в Законопроекте формы и язык описания основных параметров бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части финансирования сферы образования дают возможность сравнения выделяемых объемов финансирования только лишь с подпрограммами государственной программы "Развитие образования". Однако, более детальное описание расходов бюджета и состава государственной программы не дает возможности сравнивать объемы средств, выделяемых на отдельные мероприятия или направления. Таким образом, реализация функции парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений палатами Федерального Собрания Российской Федерации ограничена несовпадением языка описания проекта бюджета и текста государственной программы.
7. Анализ структуры расходов по внепрограммной части дает основания говорить о том, что она схожа по расходам и направлениям финансирования с программной частью. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность размещения расходов раздела "Обеспечение деятельности отдельных федеральных государственных органов" в составе государственной программы "Развитие образования", а расходов раздела "Реализация функций иных федеральных органов исполнительной власти" в части финансирования деятельности Минобрнауки России перевести в программно-целевой залог. Для этого необходимо разработать и утвердить индикаторы, показатели и их значения для деятельности Минобрнауки России в рамках бюджетного процесса.
Исходя из изложенного, Комитет считает, что:
1. Положения, сформулированные Президентом Российской Федерации в Бюджетных посланиях о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах и о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, не реализованы в Законопроекте в полном объеме.
2. Объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования, предусматриваемый Законопроектом в программной и непрограммной частях, не обеспечивает необходимых темпов и приоритетности развития системы образования Российской Федерации.
3. Законопроект может быть рекомендован к принятию его Государственной Думой в первом чтении только при условии учета высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.