Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенный Правительством Российской Федерации
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (далее - Комитет), рассмотрев в части своих вопросов ведения проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), а также заслушав доклады соответствующих федеральных исполнительных органов власти и аудитора Счетной палаты Российской Федерации по экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами федерального бюджета на охрану окружающей среды, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, водное и лесное хозяйство, отмечает следующее.
По государственной программе "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
Направления деятельности государственной программы сгруппированы в четыре подпрограммы: "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр", "Использование водных ресурсов", "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов", "Обеспечение реализации государственной программы" и одну федеральную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах".
Целями государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" являются:
устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах;
устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач государственной программы:
повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики, получение геологической информации;
обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов;
обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охраны и восстановления водных объектов;
обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов.
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в 2014 году - 62 987,9 млн. рублей (снижение расходов на реализацию государственной программы в 2014 году относительно уровня 2013 года составит 940,3 млн. рублей), в 2015 году - 61 476,4 млн. рублей и в 2016 году - 63 919,9 млн. рублей.
Вместе с тем, достижение указанных целей и решение задач государственной программы поставлено под сомнение, так как предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы уменьшены в 2014 году на 8 783,9 млн. рублей, в 2015 году - на 11 877,0 млн. рублей, в 2016 году - на 25 812,8 млн. рублей, из них:
- по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" объемы бюджетных ассигнований уменьшены в 2014 году на 2 115,6 млн. рублей, в 2015 году - на 2 053,3 млн. рублей, в 2016 году - на 3 172,9 млн. рублей. Объем финансирования подпрограммы составит в 2014 г. - 38 912,2 млн. рублей, в 2015 г. - 38 978,2 млн. рублей, в 2016 г. - 39 071,7 млн. рублей.
Вместе с тем сфера реализации подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" охватывает такие важнейшие направления деятельности как: обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации. Указанные направления призваны обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей промышленности, упрочить конкурентные возможности России в условиях повышения спроса на минеральное сырье в мире.
При этом в области воспроизводства минерально-сырьевой базы отмечается ухудшение структуры разведанных запасов нефти и газа, быстрое сокращение (истощение) запасов интенсивно отрабатываемых месторождений урана в Забайкалье и в Курганской области, богатых сульфидных платинометальных медно-никелевых и медистых руд в Норильском районе, колчеданно-полиметаллических руд и бокситов на Урале, медно-никелевых и железных руд, а также апатитов в Карело-Кольском регионе, алмазных и сурьмяных месторождений в Республике Саха (Якутия), коренных месторождений легкообогатимых руд золота в различных регионах России, сохраняется дефицит руд марганца, титана, хромитов, бокситов, циркония, тантала, ниобия, графита, особо чистого кварца, каолина, бентонита, кускового флюорита, урана, лития, бериллия, редкоземельных металлов, потребность в которых не покрывается собственной добычей и удовлетворяется за счет импорта сырья, сокращаются прогнозные ресурсы по интенсивно добываемым полезным ископаемым.
Учитывая недофинансирование предусмотренных Программой мероприятий в 2011 и 2012 годах (20 млрд. рублей фактических против 32,2 млрд. рублей запланированных и 27,1 млрд. рублей фактических против 42,3 млрд. рублей запланированных соответственно), а также недостаточное финансирование запланированных плановых показателей Программы в 2014, 2015 и 2016 годах года есть риск недостижения к 2020 году запланированных показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Учитывая изложенное Комитет считает необходимым увеличение расходной статьи по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" до показателей, предусмотренных государственной программой, увеличив финансирование в 2014 году на 2 115,6 млн. рублей, в 2015 году - на 2 053,3 млн. рублей, в 2016 году - на 3 172,9 млн. рублей.;
- по подпрограмме "Использование водных ресурсов" объемы бюджетных ассигнований уменьшены в 2014 году на 2 466,8 млн. рублей, в 2015 году - на 2 431,8 млн. рублей, в 2016 году увеличены на 412,8 млн. рублей. Объем финансирования подпрограммы составит в 2014 г. - 6 018,5 млн. рублей, в 2015 г. - 6 069,4 млн. рублей, в 2016 г. - 6 069,4 млн. рублей;
- по подпрограмме "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" объемы бюджетных ассигнований уменьшены в 2014 году на 653,3 млн. рублей, в 2015 году - на 653,9 млн. рублей, в 2016 году - на 696,7 млн. рублей. Объем финансирования подпрограммы составит в 2014 г. - 330,6 млн. рублей, в 2015 г. - 337,0 млн. рублей, в 2016 г. - 337,0 млн. рублей
- по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы" объемы бюджетных ассигнований увеличены в 2014 году на 165,9 млн. рублей, в 2015 году - на 143,6 млн. рублей, в 2016 году - на 79,9 млн. рублей. Объем финансирования подпрограммы составит в 2014 г. - 1 652,1 млн. рублей, в 2015 г. - 1 631,0 млн. рублей, в 2016 г. - 1 631,1 млн. рублей.
По федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", целью которой является гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, объемы бюджетных ассигнований уменьшены в 2014 году на 3 713,4 млн. рублей, в 2015 году - на 6 881,7 млн. рублей, в 2016 году - на 22 436,0 млн. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" составляет в 2014 г. - 16 074,5 млн. рублей, 2015 г. - 14 460,7 млн. рублей и 2016 г. - 16 810,6 млн. рублей.
ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", на финансирование объектов капитального строительства предусмотрены средства федерального бюджета в объеме:
на 2014 год - 8 367,4 млн. рублей,
на 2015 год - 17 101,9 млн. рублей,
на 2016 год - 17 948,7 млн. рублей.
в том числе:
- бюджетные ассигнования на финансирование объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в объеме 11 482,6 млн. рублей, в том числе:
на 2014 год - 2 737,9 млн. рублей,
на 2015 год - 3 458,3 млн. рублей,
на 2016 год - 5 286,4 млн. рублей.
- средства федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в объеме 31 935,4 млн. рублей, в том числе:
на 2014 год - 5 629,5 млн. рублей,
на 2015 год - 13 643,6 млн. рублей,
на 2016 год - 12 662,3 млн. рублей.
Росводресурсам предусмотрены следующие предельные объемы бюджетных ассигнований на 2014-2016 годы на реализацию государственных программ Российской Федерации в части капитальных вложений:
на 2014 год - 6 011,4 млн. рублей (71,8% от ФЦП);
на 2015 год - 4 014,4 млн. рублей (23,5% от ФЦП);
на 2016 год - 4 335,5 млн. рублей (24,2% от ФЦП).
в том числе:
- бюджетные ассигнования на финансирование объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в объеме 8 658,1 млн. рублей, в том числе:
на 2014 год - 2 737,9 млн. рублей (100% от ФЦП),
на 2015 год - 3 361,0 млн. рублей (97,2% от ФЦП),
на 2016 год - 2 559,3 млн. рублей (48,4% от ФЦП).
- субсидии федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в объеме 5 703,1 млн. рублей, в том числе:
на 2014 год - 3 273,5 млн. рублей (58,1% от ФЦП),
на 2015 год - 653,4 млн. рублей (4,8% от ФЦП),
на 2016 год - 1 776,2 млн. рублей (14% от ФЦП).
Предлагаемое сокращение не позволит реализовать в 2014-2016 годах около 200 объектов капитального строительства по защите от негативного воздействия вод - около 300 км водоограждающих дамб и берегоукреплений, в первую очередь, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации:
- защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка;
- строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- объекты берегоукрепления в Ярославской области;
- мероприятия на Нижней Волге, прежде всего в Волго-Ахтубинской пойме и дельте р. Волги (Волгоградская и Астраханская области).
Минимально необходимый объем средств федерального бюджета только на реализацию указанных поручений составляет в 2014 году более 3 млрд. рублей.
Кроме того, учитывая прохождение экстремальных паводков в текущем году на территориях Дальневосточного, Сибирского, Приволжского федеральных округов, такое сокращение не позволит в полной мере обеспечить проведение превентивных и плановых противопаводковых мероприятий в регионах.
По предварительной информации, полученной от субъектов Российской Федерации, пострадавших от паводка, потребность в средствах федерального бюджета в 2014-2016 годах на строительство и реконструкцию объектов инженерной защиты на территориях Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области составляет 20 483,0 млн. рублей, в том числе в 2014 году - 2 682,9 млн. рублей, в 2015 году - 8 413,1 млн. рублей и в 2016 году - 9 387,0 млн. рублей.
Согласно пояснительной записки к законопроекту основными факторами, повлиявшими на изменение объема бюджетных ассигнований в 2014-2016 годах по сравнению с объемами, утвержденными в паспорте государственной программы, являются:
уменьшение бюджетных ассигнований в связи с перераспределением бюджетных ассигнований на государственную программу "Региональная политика и федеративные отношения", вызванным включением субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, субвенции по охоте и сохранению охотничьих ресурсов, а также субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений в единую субвенцию в 2014 году на 2 825,0 млн. рублей, в 2015 году - на 2 846,1 млн. рублей, в 2016 году - на 2 846,1 млн. рублей; финансированию, проектно-сметной документации в 2014 году на 2 674,8 млн. рублей, в 2015 году - на 5 756,3 млн. рублей;
факторы, обусловленные общими подходами к формированию федерального бюджета на 2014-2016 годы (расчет объемов расходов на 2016 год от базы 2015 года).
Уменьшение бюджетных ассигнований по федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" также связано с отсутствием по ряду объектов, предлагаемых к финансированию, проектно-сметной документации в 2014 году на 2 674,8 млн. рублей, в 2015 году - на 5 756,3 млн. рублей.
Однако Комитет считает, что вышеназванные факторы не дают достаточного обоснования снижения объемов бюджетных ассигнований государственной программы.
Исходя из вышеизложенного, по мнению Комитета, следует рассмотреть вопрос об увеличении финансирования по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" и федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" до показателей, предусмотренных государственной программой.
По государственной программе "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы.
Направления деятельности государственной программы сгруппированы в пять подпрограмм: "Биологическое разнообразие России", "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды", "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы", "Регулирование качества окружающей среды", "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике" и Федеральную целевую программу "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы".
Проектом федерального закона предусматривается увеличение общих объемов бюджетных ассигнований, направляемых на цели государственной программы, в размере 4548,7 млн. руб. в 2014 году, а также в размере 5290,7 млн. руб. и 6560,4 млн. руб. в плановый период 2015-2016г. соответственно.
При этом согласно пояснительной записке наиболее существенное увеличение произошло в отношении расходов на реализацию мероприятий подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" в связи с увеличением бюджетных ассигнований на ликвидацию накопленного экологического ущерба.
Также проектом федерального закона предусматривается увеличение расходов на следующие подпрограммы:
- "Биологическое разнообразие России" (102,4 млн. руб. в 2015г.; 492,8 млн. руб. в 2016г.);
- "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" (353,3 млн. руб. в 2014 г.; 747,8 млн. руб. в 2015 г.; 967,3 млн. руб. в 2016 г.);
- "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы" (291,4 млн. руб. в 2014 г.; 119,2 млн. руб. в 2015 г.; 92,8 млн. руб. в 2016 г.);
При этом следует обратить внимание на общее снижение финансирования отдельных подпрограмм и Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы", входящую в состав государственной программы.
Так, финансовое обеспечение подпрограммы "Биологическое разнообразие России" в 2014 году снижено на 240,1 млн. руб.
Подпрограмма "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике" предусматривает объемы ассигнований на 17,7 млн. руб. больше в 2014 году, а также на 35,5 млн. руб. больше в 2016 году, чем предусмотрено в законопроекте. Только в 2015 году объемы ассигнований соответствуют заявленным в паспорте программы.
Данные положения законопроекта ставят под сомнение выполнение задач подпрограммы, в том числе требований Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, а также содействие сохранению и развитию системы Договора об Антарктике.
Отдельно обращают на себя внимание положения законопроекта в части Федеральной целевой программы.
Согласно таблице 4.23 пояснительной записки законопроекта паспорт Федеральной целевой программы определяет расходы на 2014-2016 года в размерах 2971,5 млн. руб., 4129,9 млн. руб. и 5320 млн. руб. соответственно.
При этом в соответствии с законопроектом расходы федерального бюджета на реализацию Федеральной целевой программы составят 2950,2 млн. руб. в 2014 году, 4131,2 млн. руб. в 2015 году и 5306,3 млн. руб. в 2016 году.
Таким образом, законопроектом предлагается уменьшение объемов бюджетных ассигнований на Федеральную целевую программу в 2014 году на 21,3 млн. руб. и в 2016 году на 13,7 млн. руб. при увеличении на 1,3 млн. руб. в 2015 году.
Рассматриваемый проект федерального закона в целом предусматривает неравномерное перераспределение средств федерального бюджета Российской Федерации в рамках Государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, при этом без надлежащего обоснования данного подхода в пояснительной записке к законопроекту.
Комитет считает целесообразным перераспределить дополнительно выделенные объемы бюджетных ассигнований на государственную программу, обеспечив достаточное финансирование всех подпрограмм и Федеральной целевой программы.
Кроме того по мнению Комитета, необходимо предусмотреть выделение дополнительного финансирования деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по коду 12 3 0059 611 в сумме 1 204,4 млн. руб. в целях увеличения средней заработной платы работников по основной деятельности до уровня, сложившегося в субъектах Российской Федерации.
По государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы.
Направления деятельности государственной программы сгруппированы в 4 подпрограммы: "Охрана и защита леса", "Обеспечение использования лесов", "Воспроизводство лесов", "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2012-2030 годы".
Программа направлена на повышение эффективности использования, охраны, защиты лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.
Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 07 мая 2013 года N Пр-1037 Правительством Российской Федерации 26 сентября 2013 года утверждены Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы государственной политики). Разработка Основ государственной политики обусловлена еще и складывающейся в последние десятилетия неблагоприятной динамикой развития лесного комплекса и необходимостью увеличения его вклада в социально-экономическое развитие страны, а также повышения социального, экономического и экологического потенциала лесов.
Основы государственной политики являются документом долгосрочного стратегического планирования. Целевые показатели решения задач Основ государственной политики, количественные значения по их достижению, сроки достижения и ответственные за их реализацию на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации определяются в государственных программах Российской Федерации и региональных программах развития лесного хозяйства (лесного комплекса). Таким образом, в целях реализации Основ государственной политики необходима корректировка государственных программ Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы и "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года", утверждаемых Правительством Российской Федерации, как в части уточнения приоритетных направлений финансирования, так и в части изменения (дополнения) программных мероприятий. Корректировка вышеназванных программ в дальнейшем позволит эффективно решать задачи Основ государственной политики в условиях гибкого финансового планирования по всему спектру направлений, как по объему финансирования, так и по срокам финансирования, что повысит эффективность финансового менеджмента в долгосрочной перспективе.
Однако в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 275 "Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 августа 2013 года N 1456-р "Об утверждении перечня субвенций, формирующих единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, на 2014 - 2016 годы", в соответствии с которым субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений включены в единую субвенцию, достижение целей заложенных в Основах государственной политики, а также в государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы не представляется возможным.
Проектом федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" бюджетные ассигнования на предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений предусмотрены в рамках государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" в подпрограмме "Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием".
Таким образом, механизм программного бюджета по лесной отрасли будет разделен на два взаимоисключающих принципа, что повлечет за собой не возможность исполнения положений Основ государственной политики.
В этой связи, в целях эффективной реализации положений Основ государственной политики необходимо:
1. Средства субвенций на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений отразить в бюджете по государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы с присвоением кода программы N 29, в настоящее время в бюджете данные средства отражены по коду N 33 - государственная программа "Региональная политика и федеративные отношения" - ответственный исполнитель Министерство регионального развития Российской Федерации.
2. Включить в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы Министерство регионального развития Российской Федерации в качестве соисполнителя по этой программе.
3. Сохранить в государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы все основные мероприятия и показатели, изменив их кодировку по бюджетной классификации на единую субвенцию (01 13 29 1 5900).
Указанное позволит использовать необходимые инструменты мониторинга, контроля и планирования объемов мероприятий в области лесных отношений на федеральном уровне.
Комитет считает, что при выполнении вышеназванных предложений сохранится принцип программно-целевого метода управления в лесном хозяйстве, а также будет соблюдаться подход по единой субвенции.
По государственной программе "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2014 году - 10 225,2 млн. рублей, в 2015 году - 10 343,0 млн. рублей и в 2016 году - 10 344,9 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы увеличены в 2014 году на 34,7 млн. рублей, в 2015 году - на 111,3 млн. рублей, а в 2016 году снижены на 357,3 млн. рублей.
Таким образом, законопроект предполагает общее сокращение бюджетных ассигнований на 2014-2016 годы на 211,3 млн. руб.
Согласно пояснительной записке к законопроекту указанные отклонения обусловлены, главным образом, изменениями параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение создания условий для реализации государственной программы" в части увеличения бюджетных ассигнований в объеме 150,0 млн. рублей ежегодно на материально-техническое обеспечение деятельности территориальных управлений Росрыболовства.
Рост расходов в соответствии с законопроектом на реализацию государственной программы в 2015 году относительно уровня 2014 года составит 117,8 млн. рублей, в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года - 1,9 млн. рублей, что обусловлено общими подходами к формированию федерального бюджета на 2014-2016 годы.
Одновременно следует отметить, что расходы на реализацию мероприятий государственной программы в 2014 году относительно уровня 2013 года снизятся на 254,8 млн. рублей. Помимо обозначенных факторов, это связано с прекращением с 2014 года государственной поддержки проведения комплексного изучения водных биологических ресурсов в рамках мероприятий по адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства во Всемирной торговой организации в объеме 200,0 млн. рублей, а также уменьшением на 226,8 млн. рублей бюджетных ассигнований по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции сроком до 5 лет, в связи с уменьшением остатка ссудной задолженности по кредитам, полученным в 2008-2013 годах.
Вместе с тем, на фоне увеличения объемов бюджетных ассигнований на такие подпрограммы как: "организация рыболовства (на 0,4 млн. руб. в 2014 г., на 0,7 млн. руб. в 2015 г.)", "развитие аквакультуры (15,2 млн. руб. в 2014 г., на 73,2 млн. руб. в 2015 г.)", "обеспечение создания условий для реализации государственной программы" (на 304 млн. руб. в 2014 г., на 304,2 млн. руб. в 2015 г.) законопроект предусматривает уменьшение объемов бюджетных ассигнований на другие подпрограммы.
В 2016 году предполагается уменьшение объемов бюджетных ассигнований на все подпрограммы, за исключением подпрограмм "модернизация и стимулирование" (увеличение на 0,1 млн. руб.) и "обеспечение создания условий для реализации государственной программы" (увеличение на 189,6 млн. руб.).
Так, законопроектом предлагается уменьшить объем бюджетных ассигнований на подпрограмму "наука и инновации" - в 2014 г. на 167,5 млн. руб., в 2015 г. на 165,1 млн. руб., в 2016 г. на 318,6 млн. руб.
Указанное предложение не соответствует расчетам, представленным в подпрограмме, согласно которым на ее реализацию требуется не только установленный объем бюджетных ассигнований, но и существует дополнительная потребность в финансовых ресурсах федерального бюджета на реализацию подпрограммы в размере 2690 881,58 тыс. рублей в 2014 году, 2715684,91 тыс. рублей в 2015 году.
При наблюдаемом в последние годы недостатке финансирования рыбохозяйственной науки по данным, приведенным в подпрограмме, Росрыболовство не в состоянии проводить комплексные рыбохозяйственные исследования состояния запасов водных биоресурсов в районах промысла, включая ИЭЗ иностранных государств, конвенционные районы и открытые районы Мирового океана.
Сокращение количества российских научно-исследовательских и научно-промысловых экспедиций, дефицит современного высокотехнологичного оборудования негативно сказываются на достоверности оценок общих допустимых уловов основных видов водных биоресурсов. В настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. Отсутствие или недостаток финансирования приведет к прекращению российских морских ресурсных исследований, в то время как одним из важнейших требований ко всем методикам научных исследований промысловых районов Мирового океана является необходимость их непрерывного проведения. Поэтому снижение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции Российской Федерации в отношениях с другими мировыми рыболовными державами.
Таким образом, предлагаемое законопроектом решение об уменьшении финансирования подпрограммы не способствует достижению ее основных целей: научное обеспечение поддержания положительной динамики добычи (вылова), рационального и неистощительного использования водных биоресурсов, повышение эффективности работы предприятий рыбной промышленности за счет внедрения новых технологий.
Законопроект также предполагает уменьшение объема бюджетных ассигнований на подпрограмму "охрана и контроль" - в 2014 г. на 117,1 млн. руб., в 2015 г. на 101,7 млн. руб., в 2016 г. на 155,2 млн. руб.
Вместе с тем, обеспечение действенного федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также обеспечение безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море является одной из важнейших задач государства при реализации политики в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Согласно данным подпрограммы, несмотря на принимаемые российскими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти меры по решению задач охраны водных биоресурсов и осуществления государственного контроля в этой сфере, а также уровня их ресурсного обеспечения, темпы улучшения ситуации на указанном направлении деятельности не соответствуют степени угроз вызываемых незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом (далее - ННН промыслом). В этой связи ННН-промысел рассматривается сегодня Российской Федерацией в качестве одной из основных угроз безопасности Российской Федерации в находящихся под ее суверенитетом и юрисдикцией районах рыболовства, создающей серьезные препятствия для устойчивой эксплуатации водных биологических ресурсов и сохранения их биоразнообразия, переводящей в зону повышенных рисков саму основу мировой и национальной рыболовной политики.
Не менее значимым и требующим особого внимания мероприятием программы является повышение безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и выполнение комплекса аварийно-спасательных работ на рыбопромысловых судах, в районах промысла при осуществлении рыболовства.
В рамках данного отдельного мероприятия должны быть разработаны комплексные меры по восстановлению и обновлению аварийно-спасательного флота, а также совершенствованию аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.
Подпрограммой также обозначена дополнительная потребность в финансовых ресурсах федерального бюджета на ее реализацию в размере 8 095 636,14 тыс. рублей, в том числе по годам: на 2014 год - 596 840,27 тыс. рублей; 2015 год - 767 401,49 тыс. рублей.
Согласно пояснительной записке к законопроекту одной из причин уменьшения объема бюджетных ассигнований на подпрограмму "охрана и контроль" является перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных ранее на предоставление субвенции бюджетам Российской Федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов в связи с формированием в рамках государственной программы "Региональная политика и федеративные отношения" единой субвенции.
Вместе с тем перераспределению по указанной причине подлежат 32,3 млн. рублей, тогда как уменьшение объема бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за 2014 -2016 г.г. составляет 374 млн. руб.
Оптимизация бюджетных ассигнований в соответствии с общими подходами к формированию федерального бюджета на 2014-2016 годы, а также увеличение бюджетных ассигнований на материально-техническое обеспечение деятельности территориальных управлений Росрыболовства представляется недостаточно обоснованным доводом для сокращения финансирования реализации подпрограммы в предлагаемом объеме.
Финансирование подпрограммы "модернизация и стимулирование" законопроект также предлагает сократить по отношению к показателям, заложенным государственной программой, в 2014 г. на 0,3 млн. руб., в 2015 г. - сохранить объемы, предусмотренные паспортом госпрограммы в размере 0,1 млн. руб.
Вместе с тем, подпрограммой поставлены такие определяющие для рыбной отрасли цели и задачи, как стимулирование обновления и модернизация материально-технической базы рыбохозяйственных предприятий и организаций, строительство новых, техническое перевооружение и подпрограммы модернизация существующих рыбодобывающих, рыбообрабатывающих и холодильных мощностей.
Более того, подпрограмма, помимо определенного минимального объема финансирования предусматривает дополнительную потребность в финансовых ресурсах федерального бюджета на 2014 год - 386 263,5 тыс. рублей; 2015 год - 247 254,63 тыс. рублей; 2016 год - 120 209,15 тыс. рублей.
Сокращение минимального объема бюджетных ассигнований на указанную подпрограмму может послужить предпосылкой к несвоевременному достижению результатов, ожидаемых от ее реализации.
Учитывая вышеизложенное Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает целесообразным принять рассматриваемый законопроект в первом чтении и предлагает Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам учесть изложенные в настоящем заключении замечания по соответствующим государственным программам при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.