Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
на проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту рассмотрел проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном системы финансового планирования российской экономики. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, государство имеет возможность сосредотачивать свои финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, используя федеральный бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулируя производственные и социальные процессы, ориентированные на социально-экономический рост.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах.
Законопроектом предлагается утвердить на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов общий объем бюджетных ассигнований, перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, ведомственную структуру расходов федерального бюджета, а также распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности) и группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.
Разработчики Законопроекта исходят из тезиса о том, что российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительного повышения конкурентоспособности российской экономики, в том числе за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей. Для этого предполагается перенести индексацию регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год, а их рост - ограничить уровнем прошлогодней потребительской инфляции.
Вместе с тем, основные характеристики представленного проекта федерального бюджета свидетельствуют о последовательном снижении в 2014 - 2016 годах планируемых доходов: с 19,1% ВВП в 2013 году до 18,5% в 2014 году и до 18,3% ВВП к 2016 году. Данное сокращение обуславливается, прежде всего, снижением нефтегазовых доходов с 9,5% ВВП в 2013 году до 7,9% ВВП в 2016 году.
Дефицит федерального бюджета прогнозируется в 2014 году в размере 389,6 млрд. рублей (0,5% ВВП), в 2015 году - 796,6 млрд. рублей (1,0% ВВП) и в 2016 году - 486,5 млрд. рублей (0,6% ВВП).
Сбалансированность федерального бюджета планируется сохранить за счет оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач, направленных в первую очередь на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Следует отметить, что Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах констатирует, что государственные программы должны стать эффективным инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу.
Анализ Законопроекта в контексте динамики расходов федерального бюджета на финансирование Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2600-р (далее - Государственная программа), свидетельствует, что запланированные расходы превышают общий объем бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование указанной Государственной программы в соответствии с ее Паспортом. Так, в 2014 году запланированные расходы превышают плановые показатели на 19747,4 млн. рублей, а в 2015 году - на 67137,9 млн. рублей. Вместе с тем, в 2016 году проектом федерального бюджета предусмотрено сокращение финансирования Государственной программы на 8856,4 млн. рублей.
Кроме того, Комитет отмечает, что не все подпрограммы Государственной программы финансируются в 2014 году в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012 году. Так, например, если на подпрограмму "Магистральный железнодорожный транспорт" дополнительно выделяется 36990,5 млн. рублей, на подпрограмму "Обеспечение реализации Программы" - 497,0 млн. рублей, а на подпрограмму "Дорожное хозяйство" - 34,8 млн. рублей, то по всем остальным подпрограммам отмечается сокращение их финансирования:
финансирование подпрограммы "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" сокращено на 452,7 млн. рублей от объема бюджетных ассигнований, утвержденного Паспортом Государственной программы;
финансирование подпрограммы "Морской и речной транспорт" - на 322,8 млн. рублей;
финансирование подпрограммы "Надзор в сфере транспорта" - на 32,0 млн. рублей;
финансирование подпрограммы "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства" - на 74,4 млн. рублей;
финансирование подпрограммы "Транспортное обеспечение Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани" - на 225,1 млн. рублей.
Данная тенденция характерна и для планового периода 2015 - 2016 годов.
В части касающейся финансирования в 2014 году федеральных целевых программ, которые в соответствии с Паспортом Государственной программы являются программно-целевым инструментом данной Государственной программы, наблюдается аналогичная ситуация. Так, финансирование ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" предполагается сократить на 16595,1 млн. рублей, а финансирование ФЦП "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" - на 72,8 млн. рублей.
Кроме того, Комитет обращает внимание на ситуацию, связанную с финансированием Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Согласно Паспорту Государственной программы объем финансирования мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в период с 2013 по 2020 годы составляет 13322 млн. рублей. Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" было предусмотрено финансирование в 2013 году мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в объеме 13114,0 млн. рублей.
Представленный проект федерального бюджета ни в 2014 году, ни в последующие годы планового периода не предусматривает финансирования указанной Комплексной программы по причине "_ завершения в 2013 году реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в объеме 13114,0 млн. рублей". В данной связи возникает вопрос об остатке бюджетных средств в размере 208 млн. рублей, предусмотренных Паспортом Государственной программы, но не нашедшем отражения в федеральном бюджете. Очевидно, что недофинансирование такой важной Комплексной программы позволяет поставить под сомнение достижение обозначенных в Паспорте Государственной программы целевых индикаторов и показателей, в том числе и "повышения количества защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, соответствующих требованиям обеспечения транспортной безопасности".
Оценивая складывающуюся ситуацию, Комитет считает, что систематическое недофинансирование ряда подпрограмм Государственной программы в конечном итоге приведет к ситуации, когда дисбаланс в развитии различных видов транспорта (их транспортной инфраструктуры) не позволит достичь к 2020 году конечных программных целей: снижения транспортных издержек в экономике, повышения мобильности населения, а также повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг.
Предложенный проект федерального бюджета предусматривает снижение в 2014 году финансирования Федерального дорожного фонда относительно параметров, утвержденных Паспортом Государственной программы на 26616,6 млн. рублей. В данной связи Комитет отмечает, что при таком подходе к финансированию дорожной деятельности ставится под угрозу выполнение поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего увеличение в двое в период ближайшего десятилетия объемов дорожного строительства, поскольку увеличение объемов строительства автомобильных дорог требует не сокращения поступлений в федеральный и региональные дорожные фонды, а ежегодного дополнительного финансирования, в размере не менее 100 млрд. рублей.
В проекте федерального бюджета не предусмотрены субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку школьников и студентов в пригородном сообщении. В данной связи Комитет считает целесообразным напомнить, что социальная напряженность, вызванная недостаточным финансированием пассажирских железнодорожных перевозок как в пригородном сообщении, так и в поездах дальнего следования и снижение объемов перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в IV квартале 2012 года и I квартале 2013 года потребовали принятия оперативных мер по корректировке объемов финансирования мер социальной поддержки населения на железнодорожном транспорте в части их увеличения в 2013 году на 10 млрд. рублей. Поэтому Комитет предлагает предусмотреть Законопроектом субсидирование организаций железнодорожного транспорта по компенсации потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку школьников и студентов в пригородном сообщении как минимум в размере 10 млрд. рублей.
Следует также отметить, что в настоящее время состояние эксплуатационного парка автобусов и подвижного состава городского наземного электрического транспорта, высокая степень их физического износа и морального старения негативно сказываются на экологической обстановке в населенных пунктах, состоянии безопасности дорожного движения и качестве обслуживания населения. С целью обновления, а также увеличения доли экологичных транспортных средств Комитет считает целесообразным продолжить реализацию федеральной программы софинансирования мероприятий субъектов Российской Федерации по закупке современного пассажирского транспорта отечественного производства и предусмотреть в проекте федерального бюджета не менее 3,5 млрд. рублей ежегодно, предназначенных для закупки автобусов, работающих на газомоторном топливе, а также троллейбусов и трамваев.
Внесенные Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации изменения предусматривают содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в соответствии с нормативами финансовых затрат, утверждаемых Правительством Российской Федерации. В данной связи Комитет в целях повышения качественных характеристик внутренних водных путей считает необходимым предусмотреть выделение в дополнение к утвержденным параметрам Государственной программы средств федерального бюджета в размере не менее 5 млрд. рублей ежегодно.
С учетом ежегодной корректировки параметров исполняемого федерального бюджета в сторону увеличения его доходной части Комитет считает возможным использовать в качестве потенциального источника финансирования своих предложений по дополнительному финансированию Государственной программы направление части дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, когда накопленный объем средств Резервного фонда достигнет его нормативной величины.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по транспорту, поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, а отмеченные недостатки, касающиеся недофинансирования ряда подпрограмм Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", устранить в процессе подготовки Законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.