Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 364004-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом в ряд законодательных актов вносятся изменения, связанные с распределением тарифа страхового взноса на финансирование накопительной и страховой частей трудовой пенсии с учетом выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения.
Так, застрахованным лицам 1967 года и моложе предоставляется право направить 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, либо направить указанный размер процентов на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Такой выбор застрахованные лица должны осуществить до 31 декабря 2015 года.
В отношении застрахованных лиц, в пользу которых работодателем страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться впервые после 1 января 2014 г., возможность осуществить такой выбор предусматривается в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов.
До осуществления застрахованными лицами выбора своего пенсионного обеспечения 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Начиная с 2015 года, 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии будут направляться только в отношении застрахованных лиц, которые в установленный срок заявили о своем желании инвестировать средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ), Государственную управляющую компанию или частную управляющую компанию (далее - УК).
При этом законопроектом предусмотрены нормы, дающие право впоследствии отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направить 6 процентов на финансирование страховой части трудовой пенсии. Возможность такого перехода временем не ограничивается.
Законопроект устанавливается обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации распределять страховые взносы, поступающие по обязательному пенсионному страхованию, в зависимости от выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения.
Одновременно с указанными изменениями в целях совершенствования управления пенсионными накоплениями и обеспечения их сохранности законопроектом вводятся следующие временные нормы.
1. В 2014 году распределение и направление Пенсионным фондом Российской Федерации 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц, подавших соответствующие заявление о переходе в НПФ или УК, будет осуществляться только при условии соответствия указанных НПФ и УК следующим новым требованиям:
для НПФ - включение НПФ в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и соответствие НПФ требованиям, установленным Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах";
для УК - соответствие этих управляющих компаний требованиям Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 111-ФЗ).
Соответствующие законопроекты, регламентирующие данные требования, находятся в процессе подготовки к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
В случае несоответствия выбранных застрахованным лицом НПФ или УК указанным требованиям, индивидуальная часть тарифа страховых взносов будет направляться в полном объеме на финансирование страховой части трудовой пенсии, с одновременным учетом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующих сумм взносов и индексацией расчетного пенсионного капитала, с учетом которого исчисляется размер страховой части трудовой пенсии.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту данная сумма составит 243,9 млрд. рублей, которая в соответствии с принятым 23 октября 2013 года в первом чтении проектом федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" отражена как доходы Пенсионного фонда Российской Федерации, с уменьшением на данную сумму объема трансферта федерального бюджета на сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2013 году суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, дополнительные страховые взносы, взносы работодателей в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средства материнского капитала, а также чистый финансовый результат от их временного размещения, но не переданные в доверительное управление, а также поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2014 году дополнительные страховые взносы, взносы работодателей в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средства материнского капитала, чистый финансовый результат от их временного размещения, в 2014 году не передаются в доверительное управление в НПФ и в УК, а инвестируются Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Передача указанных средств в НПФ или в УК будет осуществляться также только при условии их соответствия установленным требованиям.
Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом нормы при подготовке ко второму чтению необходимо соотнести с принятым в первом чтении проектом федерального закона N 348507-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
При подготовке законопроекта ко второму чтению также следует учесть, что статьей 3 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон N 111-ФЗ, в том числе в части создания "Резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию" (далее - резерв Фонда). Однако статьей 5 проекта федерального закона N 359513-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" вносятся в том числе изменение в Федеральный закон N 111-ФЗ, которые также предусматривает создание резерва Фонда и регламентирует его формирование. Вместе с тем, действующая редакция статьи 38 Федерального закона N 111-ФЗ регламентирует состав средств резерва Фонда и в указанную статью представленным законопроектом изменений не вносится.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало ряд замечаний, которые будут рассмотрены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует принять проект федерального закона в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.