Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 364004-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона (далее - проект), сообщаем следующее.
Статьей 2 проекта предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ). Обращаем внимание, что статьей 3 проекта федерального закона N 359513-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", внесенного Правительством Российской Федерации, пункт 2 статьи 13 указанного закона также дополняется новыми абзацами. В этом случае является необходимым предусмотренные этими проектами изменения либо объединить в одном из них, либо развести по дате вступления в силу хотя бы на один день.
Проектируемый пункт 1.1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ) (статья 3 проекта) вводит ограничение в части права застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, так как реализация права выбора граждан будет возможна только в случае внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Полагаем, что в данном случае необходимо установить сроки для информирования граждан о внесении изменений, либо отказе по их внесению в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Аналогичное замечание относится к подпункту "б" пункта 1, пункту "в" подпункта 2 статьи 4 проекта.
Согласно статье 3 проекта Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ дополняется статьей 39.1, регулирующей вопросы создания резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию. В том случае, если указанный резерв является резервом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, рассматриваемая норма не соответствует статье 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, на основании которой размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, проектируемая статья 39.1 по используемой терминологии в значительной степени дублирует положения статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ. При этом в пункте 4 части 2 названной статьи после слов "штрафов и" следует дополнить словом "иных", а также уточнить редакцию части 3 о зачислении в резерв доли копеек, возникших в результате расчета сумм средств пенсионных накоплений (необходимость включения такого положения в виде отдельной нормы, уточнение понятия "дополнительная выплата правопреемникам").
В проектируемой части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ средства в случае их учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц ежеквартально подлежат исключению из резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию для последующей передачи в доверительное управление. В этой связи необходимо уточнить понятие "исключение из резерва". При этом передача в доверительное управление не требует какого-либо исключения переданных средств.
Подпунктами "в" и "г" пункта 2 статьи 4 проекта в Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ) вносятся изменения, согласно которым пункты 10 и 12 статьи 3 излагаются в новой редакции. Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 3 проекта федерального закона N 348507-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", принятого в первом чтении 22 октября 2013 года, в пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ вносятся изменения, а также пункт 12 статьи 3 дополняется абзацем, содержащим положение о применении установленных тарифов страховых взносов.
Проектируемое в статье 5 проекта понятие "реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц" законодательно не определено. Кроме того, в сопутствующем проекте федерального закона N 359479-6 "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", также не раскрывается.
Предметом регулирования Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ являются отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии, без определения возможности установления особого порядка такого инвестирования. С учетом этого нуждается в обсуждении вопрос о включении в проект положений статьи 5, на основании которых средства, поступившие в Пенсионный фонд в 2013-2014 годах, инвестируются в порядке, установленном пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Реализация положений проекта приведет к увеличению доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и одновременному уменьшению суммы трансфертов федерального бюджета. В этой связи указанные положения нуждаются в согласовании с проектом федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", а также с проектом федерального закона N 348500-6 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Текст проекта нуждается в существенной юридико-технической доработке: не полностью указаны источники официального опубликования, при ссылке на законодательные акты Российской Федерации необходимо указывать их реквизиты и т.д.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.