Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 354673-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества",
внесенному Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный проект федерального закона, сообщаем следующее.
Статьей 1 проекта вносятся изменения в статью 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в соответствии с которыми в случае, если государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, указанный в пунктах 1 статей 25.2 и 25.3 Закона N 122-ФЗ, осуществляется на основании заявления уполномоченного лица органа местного самоуправления, нотариальное удостоверение доверенности не требуется. Статьей 3 проекта вносится изменение в часть 3 статьи 12 Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", предусматривающее, что удостоверение доверенностей, указанных в части 2 данной статьи, осуществляют специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления. Статьей 4 проекта пункт 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации дополняется подпунктом 5, в соответствии с которым доверенность на оформление в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества, удостоверенная специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, приравнивается к нотариально удостоверенным доверенностям.
В связи с проектируемыми изменениями обращаем внимание, что по общему правилу нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Вместе с тем Основами предусмотрены случаи, когда эти действия могут осуществлять другие лица. Так, в соответствии со статьей 37 Основ в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать ряд нотариальных действий, включая удостоверение доверенностей. Учитывая изложенное, полагаем, что предлагаемые изменения необходимо соотнести со статьей 37 Основ.
Нуждается в уточнении термин "уполномоченное лицо органа местного самоуправления", используемое в предлагаемом законопроектом дополнении статьи 16 Закона N 122-ФЗ, поскольку согласно положениям статей 2 и 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуре органов местного самоуправления предусмотрены только должностные лица местного самоуправления.
Проектом вносятся также изменения в статьи 25.2 и 25.3 Закона N 122-ФЗ, которыми предполагается упрощенный порядок регистрации прав на недвижимое имущество распространить на двухквартирные дома и многоквартирные одноэтажные жилые дома. Понятие двухквартирный жилой дом применяется и в изменяемой статьей 2 проекта части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Отмечаем, что в федеральных законах такие понятия, как "двухквартирные дома" и "многоквартирные одноэтажные жилые дома" не используются. В Жилищном кодексе Российской Федерации и Градостроительном кодексе Российской Федерации определены и используются понятия "жилой дом", "многоквартирный дом" и "жилой дом блокированной застройки". Вместе с тем в развитие положений Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", определено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Учитывая изложенное, полагаем, что проектируемые изменения нуждаются в дополнительном обсуждении.
Статьей 6 проекта вносится изменение в пункт 4 (в законопроекте - абзац первый) статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), суть которого заключается в том, чтобы гражданин, являющийся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, имел право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный такому объединению, не до 1998 года - даты вступления в силу Закона N 66-ФЗ, а до 2001 года - даты вступления в силу Земельного кодекса РФ. Следует отметить, что согласно статье 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Иными словами Земельным кодексом РФ установлен общий порядок, а статьей 28 Закона N 66-ФЗ определены особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям. В частности, в пункте 4 статьи 28 предусматривается возможность бесплатного предоставления земельных участков гражданам, за которыми такие земельные участки только закреплены в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. В связи с данным случаем действие рассматриваемой нормы ограничивается датой вступления в силу Закона N 66-ФЗ.
Право граждан приобрести земельный участок в собственность в упрощенном порядке предусмотрено пунктом 9.1. статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому в случае, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Полагаем, что проектируемое изменение также нуждается в дополнительном обсуждении.
По проекту имеются замечания юридико-технического характера.
Приложение: замечания на 3 л.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.