Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 354673-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества",
внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, предлагающие распространить упрощенный порядок регистрации прав на земельный участок, на котором расположены либо двухквартирный жилой дом, либо многоквартирный одноэтажный жилой дом, а также предлагающие приравнять к нотариально удостоверенным доверенностям - доверенность гражданина на оформление его прав на земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), удостоверенную специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.
Необходимо иметь в виду, что согласно части 3 статьи 48 и пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. В свою очередь предназначение предполагает, что конструктивные и технические особенности жилого строения изначально предопределены возможностью его использования для проживания несколькими семьями. Использоваться же под проживание нескольких семей может любой жилой дом, даже и конструктивно не предназначенный для этого. Фактор количества семей, использующих это здание, в таком случае не имеет значения.
Также следует отметить, что одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В частности, согласно части 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, с учетом долей в праве собственности на здание.
Следует также учитывать, что если земельный участок, предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, то в соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации прав, право собственности на такой земельный участок может быть зарегистрировано в упрощенном порядке.
В тоже время необходимо обратить внимание, что согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47), многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
В силу этого, если в домах "усадебного типа" гражданам принадлежат на праве собственности отдельные жилые помещения - квартиры, то данное жилое строение является многоквартирным домом.
При этом следует также учитывать, что согласно части 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В отношении дополнения приравненных к нотариально удостоверенным доверенностям "нового вида" доверенности, можно отметить следующее. В соответствии со статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать ряд нотариальных действий, в частности удостоверять доверенности.
Тем самым введение предложенных законопроектом изменений не целесообразно.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 354673-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.