Заключение Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям
на проект федерального закона N 354673-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"
внесен Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 354673-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью распространения упрощенного порядка оформления прав граждан на земельные участки, занятые многоквартирными одноэтажными жилыми домами, двухквартирными жилыми домами, а также сооружениями, состоящими из гаражей.
Из содержания статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что отличительным признаком многоквартирного дома является наличие в нем общего имущества в виде помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе лестницы, коридоры, межквартирные лестничные площадки, чердаки и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения, и т.п.
Таким образом, в случае наличия в многоквартирном одноэтажном доме или двухквартирном доме указанного общего имущества, распространять на земельные участки, занятые такими домами, упрощенный порядок регистрации права собственности нет необходимости, поскольку на основании статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета указанные земельные участки переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме.
В настоящее время рассматриваемая в законопроекте проблема актуальна только в отношении жилых домов, которые предназначены для проживания не более чем двух семей и в которых не имеется имущества общего пользования.
В законопроекте имеются внутренние противоречия. Так, например, предусматривается, что государственная регистрация прав на земельный участок, на котором расположен многоквартирный одноэтажный дом, осуществляется в упрощенном порядке в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", то есть индивидуально каждым гражданином. Вместе с тем непонятно, каким образом граждане смогут реализовать предоставленное законопроектом право на бесплатную регистрацию права собственности при условии, что в многоквартирном доме имеется имущество общего пользования. Также законопроектом предусматривается, что собственники квартир в многоквартирном одноэтажном доме могут оформить права на земельный участок, занятый таким многоквартирным домом, в общую долевую собственность, либо оформить права на образованные земельные участки, число которых соответствует количеству квартир. Однако вызывает сомнения возможность раздела земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом, на земельные участки, число которых соответствуют количеству квартир в указанном доме.
Предлагаемое законопроектом распространение на собственников гаражей в сооружениях, состоящих из более двух помещений - гаражей, права на бесплатное приобретение земельных участков, на которых расположены такие сооружения, по-нашему мнению, требует дополнительного обоснования. В частности, законопроектом не ограничивается срок, с наступлением которого связано право на бесплатное приобретение земельных участков под указанными сооружениями. Также вызывает сомнение отнесение гаражных комплексов к "сооружениям, состоящим из помещений".
Статьей 6 законопроекта вносятся изменения в пункт 4 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан".
В соответствии с действующей редакцией указанного пункта право на бесплатное приобретение земельных участков имеют члены некоммерческих объединений граждан в случаях, когда земельный участок, составляющий территорию объединения, предоставлен организации, при которой до вступления в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", было создано соответствующее объединение. Законопроектом предлагается установить, что бесплатное приобретение земельных участков осуществляется в случаях, если земельный участок был предоставлен организации, при которой некоммерческое объединение граждан создано до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что с момента вступления в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций граждан" земельные участки для ведения коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства предоставляются в порядке, установленном этим Федеральным законом, а именно: некоммерческим объединениям граждан, созданным в соответствии с Федеральным законом. Соответственно, земельные участки не могли предоставляться предприятиям, организациям и учреждениям, как это было до введения в действие указанного Федерального закона. Поэтому изменение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", нецелесообразно.
Излишним является дополнение Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также Гражданского кодекса Российской Федерации нормами об отсутствии необходимости нотариального удостоверения доверенностей, выданных гражданами органам местного самоуправления, для государственной регистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке.
Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ в статью 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" уже внесены изменения, согласно которым полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления могут подтверждаться доверенностью, составленной на бланке данного органа, заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. В этом случае нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона 354673-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и рекомендует Государственной Думы отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.