Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 354673-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества",
внесенному Думой Ханты- Мансийского автономного округа - Югры
Досье на проект федерального закона
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), в Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ), Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ), в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Эти изменения направлены на упрощение процедуры оформления гражданами прав на отдельные объекты недвижимого имущества.
Законопроектом также предлагается закрепление права граждан, в собственности которых находятся отдельные объекты недвижимости, на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, предоставленного ему под строительство данного объекта недвижимости.
Кроме того, проектом закона предлагается упростить процедуру ввода в эксплуатацию отдельных объектов недвижимости и оформления права собственности на соответствующие земельные участки.
Цель законопроекта несомненно поддерживается. Вместе с тем, по нему имеется ряд замечаний и предложений.
Во-первых, установленный статьями 25.2 и 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, статьей 8 Федерального закона N 191-ФЗ упрощенный порядок государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, распространяется на граждан, регистрирующих право собственности на двухквартирный жилой дом, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для строительства двухквартирного жилого дома.
При этом документами, подтверждающими факт создания указанных объектов недвижимости, должны являться кадастровый паспорт такого объекта и разрешение органа местного самоуправления на ввод его в эксплуатацию.
Данные предложения могут быть поддержаны, так как способствуют увеличению объемов малоэтажного строительства.
Вместе с тем, одновременно упрощенный порядок регистрации прав на земельный участок распространяется на земельный участок, на котором расположен многоквартирный одноэтажный жилой дом (пункт 2 статьи 1 законопроекта). Полагаем, что при отсутствии указания на число квартир в данном объекте недвижимости, а также с учетом того, что все нормы законопроекта относятся к двухквартирным жилым домам, в целях избежания злоупотреблений, необходимо уточнение данной правовой нормы.
Во-вторых, законопроектом вносятся изменения в Градостроительный кодекс (часть 4 статьи 8), устанавливающие, что до 1 января 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства либо построенного гражданами двухквартирного жилого дома в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) таких объектов, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта таких объектов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Градостроительный кодекс" следует читать "Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Вместе с тем в действующей редакции указанной статьи данная норма предусматривает срок до 1 марта 2015 года. Считаем, что не следует ужесточать данную правовую норму путем сокращения указанного срока.
В-третьих, законопроектом (статья 6) предлагается в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, то гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Полагаем, что данное предложение может быть поддержано, но его необходимо внести не вместо действующей редакции пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ, а в дополнение к нему.
Наряду с этим, считаем, что предлагаемые законопроектом изменения в статью 36 Земельного кодекса, устанавливающие, что сформированный земельный участок, на котором расположено сооружение, состоящее из более, чем двух помещений-гаражей, принадлежащих на праве собственности гражданам, и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений - гаражей в данном сооружении, могут привести к необоснованному расширению использования земельных участков для строительства гаражей в ущерб жилищному строительству.
Кроме того, предлагаемые нормы не являются предметом правового регулирования указанной статьи Земельного кодекса "Приобретение прав не земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены здания, строения, сооружения".
В-четвертых, в ряд федеральных законов вносятся изменения, предусматривающие упрощение порядка оформления доверенности гражданина на оформление в упрощенном порядке его прав на земельные участки, предназначенные, в частности, для строительства двухквартирного жилого дома, Она удостоверяется не нотариусом, а специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.
Считаем, что данное предложение может быть поддержано, так как в настоящее время полномочия доверенных лиц правообладателей земельных участков могут быть основаны исключительно на нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариальной, акте уполномоченного органа или указаниях федерального закона. Однако составление доверенности от каждого правообладателя земельного участка в целом затягивает процесс оформления прав на земельные участки.
На основании вышеизложенного Комитет по вопросам местного самоуправления поддерживает рассматриваемый законопроект с учетом приведенных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.