Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 16 сентября 2013 г.
на проект федерального закона N 286672-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части конкретизации видов электронной подписи, используемых в различных правоотношениях),
внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Климовым, И.Н. Руденским, И.Н. Игошиным, Р.С. Ильясовым, Н.В. Панковым, В.В. Гутеневым, А.Г. Когогиной
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 286672-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части вопросов законодательства РФ о таможенном деле, Комитет сообщает следующее.
С 1 июля 2013 года утратил силу Федеральный закон от 10 января 2002 года "Об электронной цифровой подписи" N 1-ФЗ. Таким образом, в настоящее время правовое регулирование отношений в области использования электронной подписи в электронных документах осуществляется Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ), а также, в соответствии со статьей 3 указанного закона, - другими федеральными законами.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в 23 федеральных закона в целях приведения их в соответствие с нормами Закона N 63-ФЗ и законодательного установления обязанности использования конкретного вида электронной подписи для отдельных правоотношений.
Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) предусмотрено использование электронной цифровой подписи при удостоверении декларации на товары, подаваемой в электронной форме, а также в отдельных случаях при взаимодействии уполномоченного экономического оператора с таможенным органом. При этом в законе не уточняется какой вид электронной подписи должен применяться: простая, усиленная неквалифицированная или усиленная квалифицированная.
Законопроектом предлагается в случае завершения таможенной процедуры таможенного транзита иностранных товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора (статья 87 Закона N 311-ФЗ), подписывать уведомление о дате и времени принятия товаров от перевозчика усиленной квалифицированной подписью, а электронную таможенную декларацию удостоверять просто электронной подписью (статья 207 Закона N 311-ФЗ).
Комитет в целом поддерживает указанный законопроект в части вопросов законодательства РФ о таможенном деле, однако обращает внимание на следующее.
Декларация на товары является основным документом для таможенного оформления, содержащим сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре, о начисленных и уплаченных таможенных платежах при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Таким образом, полагаем необходимым удостоверять таможенную декларацию в электронной форме не просто электронной подписью, а усиленной квалифицированной подписью, которая в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 63-ФЗ безоговорочно признается равнозначной собственноручной подписи или собственноручной подписи и печати.
Кроме того сообщаем, что статьей 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлен специальный порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Поэтому статью 24 законопроекта, регулирующую порядок вступления в силу федерального закона, необходимо дополнить положением, устанавливающим, что статья 3 вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования федерального закона.
В соответствии с представленным финансово-экономическим обоснованием, принятие указанного законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходной части.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 286672-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при условии его доработки с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.