Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 319967-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Изменения, вносимые в Устав предусматривают перевозку "порожних грузовых вагонов". Так, например, в обязанности перевозчика по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования вменяется в том числе перевозка указанных грузовых вагонов (пункт 1 статьи 1 проекта). В связи с этим следует уточнить предмет регулирования Устава (статья 1). Отмечаем также, что соответствующих изменений может потребовать глава 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит положения о перевозке.
Новую часть статьи 7 Устава о предоставлении подвижного состава, контейнеров уполномоченной организации железнодорожного транспорта для их использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации следует соотнести с нормами частей 4 и 5 статьи 7 Устава о приоритетном порядке осуществления воинский перевозок и формировании резерва железнодорожного подвижного состава для обеспечения особо срочных воинских железнодорожных перевозок. Кроме того, следует уточнить статус "уполномоченной организации железнодорожного транспорта", "иных владельцев железнодорожного подвижного состава" и согласовать проектируемую норму с частью 2 статьи 7 Устава, в которой определяется порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и владельцами инфраструктур, перевозчиками по вопросам организации и осуществления воинских железнодорожных перевозок. В связи с положениями части 12 статьи 7 Устава (пункт 4 статьи 1 проекта) отмечаем, что при правомерных действиях (то есть основанных на законе), следует говорить о компенсации ущерба, причиненного такими действиями, которая должна осуществляться в порядке, установленном законом (статья 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проектируемые положения пункта 7 статьи 1 проекта об обязанности грузоотправителя по замене "технически неисправных и (или) непригодных для перевозки конкретного груза вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику" следует соотнести с положениями статьи 20 Устава и статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым техническая пригодность и исправность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров обеспечивается перевозчиком.
Проектируемые положения пункта 11 статьи 1 проекта нуждаются в согласовании с частью 4 статьи 33 Устава в части указания сроков доставки груза в квитанции о приеме груза.
Обращаем внимание на то, что из проектируемого пункта 14 статьи 1 проекта неясно, в каких случаях владелец вагонов, грузополучатель обязаны обеспечить уборку порожних вагонов с железнодорожных путей общего пользования, а в каких предъявить такие вагоны для перевозки, а также порядок такого предъявления.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
Юридико-техническая правка по тексту проекта прилагается на 21 листе.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.