Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 368542-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
внесенному депутатами Государственной Думы И.Н. Руденским, И.Н. Игошиным, С.В. Кривоносовым, В.М. Кононовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона N 368542-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроект направлен на приведение отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 114 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых Федеральным законом установлены иные сроки вступления в силу.
Согласно пункту 1 статьи 113 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признается утратившим силу.
В целом законопроект направлен на приведение терминологии, использованной в отдельных законодательных актах Российской Федерации, в соответствие с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Так, например, слова "размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предлагается заменить словами "осуществления закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Отсылки к Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предлагается заменить отсылками к Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и т.п.
Поддерживая в целом актуальность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, Комитет в то же время полагает необходимым обратить внимание на необходимость внесения в законопроект следующих изменений.
Законопроектом вносятся поправки в отдельные законодательные акты в части вопросов связанных с финансовым обеспечением отдельных расходных полномочий (статьи 3, 4, 7, 9, 12, 17 - 19, 43, 50) редакция которых должна быть приведена в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается в пункте 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" слова "размещены заказы" заменить словами "заключены контракты (договоры) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". Вместе с тем, слова "размещены заказы" не подразумевают под собой исключительно договоры (контракты) в понимании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" нормы данной статьи распространяются на занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 13 законопроекта предлагается внесение изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", согласно которым признаются утратившими силу части 2, 3 статьи 17, а также статья 17 указанного закона дополняется частью 5 следующего содержания: "Требования настоящей статьи не распространяются на отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Вместе с тем, положения статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливают запреты на совершение действий при проведении торгов, запросов котировок, которые могут повлечь ограничение доступа к участию в торгах, а, следовательно, приведут или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При изменении (исключении) действующих в настоящее время положений статьи 17 создается угроза основе антимонопольных требований к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, поскольку исчезнет механизм по признанию судом торгов и заключенных по результатам торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Также законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 18 Федерального закона "О защите конкуренции". Вместе с тем, из анализа статьи 18 в редакции законопроекта следует, что более 50 процентов изменений имеют исключительно редакционный характер и не влекут за собой изменения требований, закрепленных данной статьей.
Учитывая вышесказанное, Комитет считает необходимым при доработке законопроекта ко второму чтению внести следующие изменения.
В статье 13 законопроекта, касающейся изменений Федерального закона "О защите конкуренции", исключить пункты 1, 2, 3, 5, а пункт 4 статьи 13 изложить в следующей редакции: "4) в пункте 10 части 1 статьи 17.1 слова "проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"," заменить словами "проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" слова "о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заменить словами "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а в части 3 этой же статьи слова "Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заменить словами "Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, в части 1 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в соответствии с концепцией законопроекта необходимо слова "о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заменить словами "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 63 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", к примеру, в части замены понятия "государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих" на понятие "закупка услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих".
Принимая во внимание то, что концепция законопроекта предусматривает в основном правки технического характера, не предусматривающие концептуальных изменений соответствующего законодательного акта, считаем целесообразным изложить статью 22, заменив в части 2 статьи 63 Федерального закона "О государственной гражданской службе" слова "Размещение указанного государственного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" словами "Закупка работ и услуг в рамках указанного государственного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Требуют уточнения изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (статья 33 законопроекта) в части утверждения положения о закупке бюджетного учреждения с учетом установленных законодательством Российской Федерации положений об организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Кроме того, законопроект необходимо дополнить новой статьей о внесении поправок в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которые позволят реализовать нормы Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" об осуществлении закупок бюджетными учреждениями, включая планирование закупок бюджетных учреждений в процессе осуществления их финансово-хозяйственной деятельности.
Статьи 20, 23, 44 законопроекта требуют доработки в части соотнесения особенностей осуществления закупок, устанавливаемых с нормами статьи 2 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о то, что данные особенности могут регламентироваться иными федеральными законами только в случае, если это предусмотрено Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Необходимо также рассмотреть вопрос о целесообразности исключения статьи 39 законопроекта, в соответствии с которой предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации" в связи с тем, что действие Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не распространяется на Центральный Банк Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 368542-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при условии доработки высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.