Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 385629-6 "О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность водителя за управление транспортным средством в состоянии опьянения, в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч с лишением права управления транспортным средством от полутора до трех лет.
Настоящим законопроектом предлагается ввести обязательное дополнительное наказание за повторное совершение данного правонарушения в виде конфискации транспортного средства.
Согласно данным Госавтоинспекции МВД России, приведенным в докладе "Анализ состояния аварийности, связанной с управлением транспортным средством в состоянии опьянения (с 2007 г по 2011 год и текущий период 2012 года)", в 2011 году данный вид правонарушений составил 7,2% от общего числа дорожно-транспортных правонарушений. В общей сложности за этот период было выявлено 22 540 водителей, которые садились за руль в состоянии алкогольного опьянения или отказывались от освидетельствования. Число жертв в авариях, произошедших по вине пьяных водителей, в 2011 году составило 2103 человека.
Более чем, в полтора раза увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения и ранее лишенных права управления, а число погибших в них людей - в два раза (с 78 до 157 человек). С 1 января 2011 года по настоящее время 18 912 водителей были неоднократно лишены права управления транспортным средствами. Из них: 16 519 -2 раза; 1807 - 3 раза; 373 - 4 раза; 112 -5 раз; 5 - 101 раз.
Приведенная ГИБДД статистика свидетельствует не только о тенденциях роста количества данных видов правонарушений, но также о не эффективности действующего законодательства.
Наказание в виде лишения прав является недостаточной мерой ответственности, так как не препятствует повторному совершению правонарушения.
Учитывая рост интенсивности и плотности транспортного потока на дорогах, можно с уверенность прогнозировать рост количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях произошедших по вине пьяных водителей.
При регулировании данного вопроса необходимо учитывать, тот факт, что в состоянии алкогольного опьянения, даже в легкой степени опьянения, у человека возрастает уверенность в себе и своих способностях и резко снижается способность адекватно оценить свое состояние.
Именно поэтому законопроектом предлагается ввести такую меру ответственности как конфискация транспортного средства, это одновременно позволит увеличить и степень ответственности за данное правонарушение, и создаст препятствие для его повторного совершения.
КоАП РФ предусматривает конфискацию в качестве одного из видов административного наказания (основного или дополнительного), назначаемого судьей, и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и (или) распоряжения данной вещью; в любом случае вещь, подлежащая конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.