Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 342094-6 "О внесении изменений в статью 325 Трудового Кодекса Российской Федерации"
(по вопросу компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 2-П.
В указанном Постановлении Конституционный Суд определил конституционно-правовой смысл нормативного положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) как обязывающего работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Вместе с тем, Конституционный Суд отметил, что указанное нормативное положение позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.
Предлагаемая законопроектом новая редакция части первой статьи 325 ТК РФ приводит ее в соответствие с позицией Конституционного Суда относительно установления равенства прав работников, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере.
Одновременно законопроектом предлагаются терминологические изменения текста статьи 325 ТК РФ, позволяющие привести его в соответствие с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Исходя из финансово-экономического обоснования, реализация представленного законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
На рассматриваемый законопроект поступило 2 отзыва законодательных (представительных) и 11 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти отзывы положительные.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы обращается внимание на то, что аналогичная норма содержится в статье 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", однако соответствующие изменения законопроектом в указанную статью не вносятся. Имеющиеся замечания юридико-технического характера могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона поддержали.
Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона. Однако, учитывая, что представленный законопроект затрагивает интересы предпринимателей, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, считает необходимым в целях предотвращения дополнительных административных барьеров, затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении провести процедуру оценки регулирующего воздействия и довести результаты указанной проверки до сведения депутатов Государственной Думы.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие проекта федерального закона N 342094-6 "О внесении изменений в статью 325 Трудового Кодекса Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.