Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 342094-6 "О внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
настоящий отменен
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 342094-6 "О внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона N 342094-6)
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации", предусмотрев в части первой указанной статьи возможность установления минимальных размеров компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно всем работникам организаций, независимо от источника финансирования работодателя.
Предлагаемые изменения согласуются с положениями части 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в соответствии с которыми гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации,- законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов,- муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере.- работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
К числу таких гарантий, направленных на обеспечение работникам возможности полноценного отдыха и оздоровления относится, в частности, законодательное закрепление правила о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данное правило, основанное на учете влияния на здоровье человека неблагоприятных природно-климатических факторов, было введено в правовое регулирование трудовых отношений в период активного освоения Крайнего Севера, что способствовало достижению целей, которые ставило перед собой государство, заинтересованное в привлечении на северные территории рабочей силы.
Произведенная федеральным законодателем диверсификация источников финансирования была обусловлена переходом к рыночным моделям организации экономики и основывается на объективно существующих различиях между работодателями - организациями, финансируемыми из бюджета, т.е. гарантированно и заблаговременно обеспечиваемыми денежными средствами независимо от эффективности осуществляемой ими деятельности, и работодателями, не относящимися к бюджетной сфере, - теми, чье финансовое положение напрямую зависит от результатов их экономической деятельности, либо от имущественного положения собственника. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 2-П).
Федеральный законодатель, вводя правовой механизм, предусматривающий применительно к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах, преследовал цель защитить таких работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных правовых форм.
В целом концепция законопроекта заслуживает одобрения. Однако, учитывая, что представленный законопроект затрагивает интересы предпринимателей, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считает необходимым в целях предотвращения дополнительных административных барьеров, затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении провести процедуру оценки регулирующего воздействия и довести результаты указанной проверки до сведения депутатов Государственной Думы
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает рассматриваемый проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.