Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 217151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает.
1. Законопроект содержит большое количество норм, которые вносят изменения в структурные единицы федеральных законов, в которые уже внесены изменения другими федеральными законами и законопроектами, принятыми во втором и третьем чтениях, например, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 июня 2013 года N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", проект федерального закона N 121975-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", проект федерального закона N 229781-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проект федерального закона N 246965-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", N 246197-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. По тексту законопроекта используются термины "федеральные государственные учреждения" и "государственные учреждения субъектов Российской Федерации" (пункт 13 статьи 3 законопроекта и другие), которые, по нашему мнению, являются некорректными и не согласуются, например, с положениями пункта 15 статьи 3 законопроекта, в соответствии с которыми психиатрическую помощь, в частности, могут оказывать медицинские организации, а не государственные учреждения. Если же государственные учреждения имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, то в силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) они являются медицинскими организациями.
Кроме того, учитывая вышеизложенное требует дополнительного пояснения использование по тексту законопроекта (статья 8 законопроекта и другие) терминов "федеральные государственные медицинские учреждения" и "государственные медицинские учреждения", значение которых в рассматриваемом законопроекта не определено.
3. В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 323-ФЗ по тексту законопроекта следует использовать термин "законодательство в сфере охраны здоровья".
4. Наименование федеральных органов исполнительной власти следует привести в соответствие с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации", Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости", Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения".
5. Положение статьи 20 законопроекта следует соотнести с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ, в соответствии с которым медицинская организация - юридическое лицо, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность. Таким образом, медицинская организация не может являться научной, но имеет право заниматься научной и (или) научно-исследовательской деятельностью (см. статью 78 Федерального закона N 323-ФЗ).
6. Положение пункта 4 статьи 24 законопроекта следует соотнести с терминологией Трудового кодекса Российской Федерации в части "служебных" обязанностей работников. Аналогичное замечание касается и других статей законопроекта.
7. В статье 34 законопроекта слова "на медицинскую реабилитацию (включая санаторно-курортное лечение)" заменить словами "на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение", что будет соответствовать положениям статьи 40 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которой медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение являются самостоятельными действиями.
8. В отношении дополнения подпункта 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" пункта 1 статьи 36 законопроекта) обращаем внимание, что в указанном подпункте уже содержится полномочие по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, обращаем внимание, что законопроектом не вносится изменение в подпункт "г" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ в отношении имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации для осуществления указанного полномочия.
9. В статье 37 законопроекта упоминается перечень важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, упоминание о котором в федеральных законах отсутствует, однако реализация изделий, входящих в данный перечень освобождается от налогообложения.
10. Приведение в соответствие с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требуют нормы статьи 42 законопроекта.
11. Положения пунктов 9 и 17 статьи 43 законопроекта требуют соотнесения между собой и с иными предлагаемыми изменениями в Трудовой кодекс Российской Федерации.
12. В отношении внесения изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) обращаем внимание на следующее. Пункт 34 не может быть внесен в статью 15 Федерального закона N 131-ФЗ, так как в нем содержится государственное полномочие, передаваемое для осуществления органам местного самоуправления, а не вопрос местного значения (подпункт "в" пункта 1 статьи 49 законопроекта). В целях сохранения логики полагаем необходимым часть 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ дополнять новыми вопросами местного значения в сфере здравоохранения после пункта 12. Слова "муниципальное образование" в проектируемых вопросах местного значения следует заменить на название муниципального образования: "муниципальный район". Аналогичные замечания касаются пункта 2 статьи 49 законопроекта в отношении вопросов местного значения городского округа.
Пункт 12 и пункт 13, которыми предлагается дополнить статьи 15.1 и 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ (подпункт "г" пункта 1, подпункт "г" пункта 2 статьи 49 законопроекта) не являются предметом регулирования указанных статей, так как содержат полномочия органов местного самоуправления, а в статьях 15.1 и 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ содержатся права органов местного самоуправления муниципального района и городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения указанных муниципальных образований.
13. Используемые в пункте 2 статьи 51 законопроекта термины "услуги оккультно-магического характера" и "услуги экстрасенсов" требуют законодательного пояснения, поскольку предполагается, что они могут рекламироваться.
14. Обращаем внимание не неверную ссылку в подпункте "б" пункта 2 статьи 57 и пункте 24 статьи 63 законопроекта.
Кроме того, пункты 4, 5, 8 статьи 57 законопроекта следует исключить, поскольку федеральные законы не содержат пояснения термина "населенный пункт", а значение термина "поселение", который предлагается заменить, включает в себя в том числе и один населенный пункт. Аналогичное замечание касается статьи 48 законопроекта.
15. Нуждается в дополнительном обсуждении отнесение к переданным полномочиям органов государственной власти субъектов полномочие по размещению территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также тарифов на оплату медицинской помощи, установленных на территории субъекта Российской Федерации, на официальных сайтах уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 58 законопроекта), поскольку официальные сайты ведутся уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.
Доработки требует пункт 4 статьи 58 законопроекта в части упоминаемых в нем органов, а пункт 6 указанной статьи, по нашему мнению, следует исключить, т.к. изложенные в нем полномочия охватываются полномочиями, изложенными в пункте 6 части 8 статьи 33 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Рекомендуется рассмотреть вопрос о внесении изменений в часть 5 статьи 51 Федерального закона, исключив слова "2014 годах" и дополнении статьи частью 5.1 с указанием в преамбуле "в 2014 году" и изложением нового порядка определения объема финансового обеспечения, установленного частью 6 статьи 67 законопроекта. В этом случае часть 6 статьи 67 законопроекта следует исключить.
16. Требует доработки статья 62 законопроекта в части замены слов "санаторно-курортное учреждение" по всему тексту изменяемого федерального закона.
17. Пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 323-ФЗ (подпункт "б" пункта 2 статьи 63 законопроекта), согласно которому организация обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, относится к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимо согласовать с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ, в соответствии с которым организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в указанный перечень, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, предлагаемая формулировка "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью" содержит внутреннее противоречие, поскольку усыновление (удочерение), принятие под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью является способом устройства детей, а значит они перестают быть сиротами или оставшимися без попечения родителей.
В пункте 7 статьи 63 законопроекта производится замена термина "лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее - военнослужащие и приравненные к ним лица)" термином "граждане, проходящие приравненную к военной службу". Предлагаемая замена не является равнозначной и не согласуется с предметом регулирования названного Федерального закона, поскольку в изменяемом Федеральном законе рассматриваются вопросы охраны здоровья, в том числе и медицинского обеспечения, а не вопросы прохождения военной службы и статуса иных лиц по отношению к военной службе.
Кроме того, в подпункте "г" пункта 7 статьи 63 законопроекта появилась новая категория граждан "граждане, уволенные с военной службы или приравненной к ней службы в указанных органах", статус которых в статье 25 Федерального закона N 323-ФЗ не определен.
Положения пункта 12 статьи 63 законопроекта в части гражданского оборота медицинских изделий требуют соотнесения с частью 2 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ, поскольку термин "гражданский оборот медицинских изделий" определяется через "оборот медицинских изделий", однако термин "оборот медицинских изделий" шире предлагаемого термина. Кроме того, в части формулировки "с соблюдением интеллектуальных прав" обращаем внимание, что в соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации правовая охрана результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации.
Пункт 13 статьи 63 законопроекта следует исключить, поскольку предлагаемая редакция значительно сужает возможности медицинской реабилитации и ставит ее в зависимость от юридического оформления местности в качестве курорта.
Дополнительного пояснения требуют положения пункта 16 статьи 63 законопроекта в части использования термина "микроорганизмы I-IV группы патогенности", поскольку в законопроекте значение данного термина не поясняется, а в иных федеральных законах он не употребляется. Также часть 3 изменяемой статьи 49 следует дополнить положение об учете медицинских отходов.
Редакцию пункта 17 следует логически переработать, изложив в одной части вопросы выдачи листков нетрудоспособности, а в другой - вопросы продления листка нетрудоспособности.
18. Требует уточнения установление в пункте 2 статьи 65 законопроекта ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", в размере 10557 рублей. На основании части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" установлено, что с 1 января 2013 года с учетом размера индексации 1,055 размер ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" составляет 11138,0 рублей.
Законопроект нуждается в существенной юридико-технической и лингвостилистической доработке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.