Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 388255-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" подготовлен в целях совершенствования законодательства, регламентирующего порядок задержания подозреваемого.
Пунктом 3 части 3 статьи 49 "Защитник" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) определено, что защитник участвует в деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 "Основания задержания подозреваемого" и 92 "Порядок задержания подозреваемого" УПК РФ.
Вместе с тем статья 92 УПК РФ вопрос участия адвоката при составлении протокола задержания подозреваемого не регламентирует. Законопроектом предлагается устранить этот пробел путем дополнения статьи 92 УПК РФ частью 1.1, устанавливающей, что при составлении протокола задержания обязательно участие защитника, который приглашается, назначается в порядке, предусмотренном статьей 50 "Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда" УПК РФ.
Обязательность участия защитника гарантируется статьей 51 "Обязательное участие защитника" УПК РФ. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить часть 1 указанной статьи требованием обязательного участия защитника при составлении протокола задержания.
Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве гарантируется всем участникам уголовного судопроизводства, в том числе и подозреваемому. Одним из элементов охраны его прав и свобод является уведомление родственников о задержании подозреваемого.
Действующая редакция статьи 96 "Уведомление о задержании подозреваемого" УПК РФ устанавливает, что дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.
Законопроектом предлагается предоставить возможность самому подозреваемому уведомить своих родственников и защитника о задержании посредством телефонной связи, а при ее отсутствии иного вида связи, продолжительностью не менее пяти минут. При этом дознаватель, следователь такую возможность обязан предоставить не позднее двух часов с момента фактического доставления к нему подозреваемого. Процесс уведомления родственников и защитника о задержании подозреваемого должен согласоваться с тайной следствия, поэтому в процессе уведомления адресата о своем задержании подозреваемый не вправе излагать обстоятельства дела и доказательства, имеющиеся у органов следствия и которые в дальнейшем могут быть добыты.
Такой способ уведомления родственников конкретизируется при задержании подозреваемых, являющихся военнослужащими, членами общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также лиц являющихся гражданами или подданными другого государства.
Законопроектом конкретизируется порядок не уведомления родственников подозреваемого. Родственники подозреваемого не будут уведомляться о задержании подозреваемого только при условии наличия мотивированного постановления дознавателя, следователя и согласия прокурора, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. Прокурорский надзор за сохранением в тайне факта задержания подозреваемого будет гарантией законности и обоснованности решения, принятого дознавателем или следователем.
Вышеуказанные положения предлагается внести в редакцию статью 96 УПК РФ.
Принятие проекта федерального закона позволит создать дополнительные гарантии законности при задержании подозреваемого и производстве по уголовному делу в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.