Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 388850-6 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 11 апреля 2013 г. (от 7 мая 2013 г. N Пр-1037, абзац 10 подпункта "в" пункта 1).
Подготовленный законопроект направлен на совершенствование действующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области природопользования и охраны собственности (в части административных правонарушений, касающихся самовольного занятия лесных участков) до одного года, а также на совершенствование механизма административного расследования за указанные виды правонарушений.
Положениями статьи 4.5 Кодекса установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, составляющий один год.
Данный срок обусловлен рядом факторов (труднодоступность мест совершения правонарушения, сезонность климатических условий), которые объективно не позволяют в течение двух месяцев выявить все обстоятельства совершенного правонарушения.
При этом ответственность за административные правонарушения в указанной области установлена главой 8 Кодекса "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Кроме того, в Кодексе нарушения в сфере природопользования отражены не только в главе 8, а также и в главе 7 "Нарушения в области охраны собственности". Например, статья 7.9 Кодекса "Самовольное занятие лесных участков" предусматривает административную ответственность за нарушение в сфере природопользования.
В 2012 году должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (далее - лесные инспекторы), составлено 2160 протоколов об административных правонарушениях по статье 7.9 Кодекса. Для некоторых субъектов Российской Федерации (Московская, Архангельская, Ленинградская, Ростовская области) самовольный захват лесных участков является одним из самых распространенных правонарушений, в результате которого нарушается право граждан на свободное пребывание в лесах.
Учитывая, что выявление самовольно занятых лесных участков происходит в основном при обследовании (патрулировании) лесными инспекторами подконтрольных им территорий (лесов), которые располагаются на различной отдаленности, провести необходимые процессуальные действия (произвести инструментальную съемку самовольно захваченного лесного участка, установление лица, самовольно захватившего лесной участок, опрос свидетелей) в течение двух месяцев не всегда представляется возможным.
Кроме того, лесные инспекторы при исполнении полномочий, связанных с рассмотрением дел об административных правонарушениях, направляют соответствующие запросы в различные органы государственной власти (запрос и получение соответствующей информации в кадастровой палате по лесным участкам или по смежным земельным участкам и т.д.), на получение которых может уходить до 30 дней и больше.
Однако частью 1 статьи 4.5 Кодекса установлено, что постановление по делу об административном правонарушении по указанной статье не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В связи с этим внесение предлагаемых изменений в часть 1 статьи 4.5 Кодекса позволит увеличить срок привлечения к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса до одного года.
В рамках совершенствования механизма административного расследования за указанные виды правонарушений законопроектом предлагается внести изменения в статью 28.7 Кодекса. Указанные изменения предоставят возможность уполномоченным должностным лицам проводить административное расследование в случаях, когда после выявления административных правонарушений в области охраны собственности, охраны окружающей среды и природопользования осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Внесение указанных изменений в Кодекс позволит более эффективно применять административное наказание при осуществлении федерального государственного лесного надзора, тем самым повысив результативность охраны, защиты и воспроизводства лесов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.