Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 16 октября 2013 г. N 3.9-45/2
по государственной программе Российской Федерации "Управление федеральным имуществом"
(представлена в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в составе материалов к проекту федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов")
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 195 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Совета Государственной Думы от 30 сентября 2013 года (пункт 20, протокол N 117) Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел в качестве соисполнителя государственную программу Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (далее - Программа) в составе материалов к проекту федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и отмечает следующее.
Указанная Программа утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 года N 191-р и ее реализация осуществляется с 2013 года.
Основными целями Программы являются:
1. Создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте.
2. Создание условий для совершенствования системы государственного материального резерва, обеспечение повышения ее роли в позитивных процессах, происходящих в экономике и политике Российской Федерации и направленных на укрепление экономической независимости и национальной безопасности государства. Подпрограмма "Управление государственным материальным резервом" содержит сведения, отнесенные к государственной тайне.
Основными задачами Программы являются
1) определение целей управления объектами федерального имущества;
2) достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики;
3) повышение эффективности модели управления компаниями с государственным участием, действенное управление объектами федерального имущества, закрепленными за федеральными организациями, находящимися в федеральной собственности земельными участками, а также федеральным имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации;
4) обеспечение контроля за управлением федеральным имуществом, обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизации возможных потерь, вызванных реализацией неблагоприятных событий и обстоятельств;
5) обеспечение учета и мониторинга федерального имущества путем создания единой системы учета и управления федеральным имуществом, обеспечивающих механизмы сбора, консолидации и представления информации для принятия и анализа эффективности управленческих решений в отношении объектов федерального имущества.
Программа предусматривает перечень целевых индикаторов и показателей и перечень конкретных мероприятий, необходимых для выполнения целей и задач программы.
Реализация Программы предусматривается в два этапа - 2013-2015 годы и 2016-2018 годы.
В качестве ожидаемого результата исполнения Программы должны стать:
оптимизация состава и структуры федерального имущества в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для государственной экономического роста, а также формирование программы экономической основы деятельности публично-правовых образований (с точки зрения обеспечения осуществления задач и интересов Российской Федерации);
повышение эффективности управления федеральным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием.
На этапе разработки и принятия государственная программа "Управление федеральным имуществом" являлась предметом неоднократного обсуждения на проведенных Комитетом по вопросам собственности Парламентских слушаниях и расширенном заседании Комитета и в целом получила поддержку.
Последний раз базовый документ, направленный на утверждение стратегических целей и принципов в сфере управления федеральной собственностью утверждался Правительством РФ более 14 лет назад - тогда была принята концепция управления федеральным имуществом. За прошедшее время изменилась экономика страны, законодательство в сфере гражданско-правовых и, в частности, имущественных правоотношений. Федеральный бюджет переходит с 2014 года на программно-целевой принцип расходования средств, в связи с чем большая часть расходов на управление, распоряжение и содержание федерального имущества с 2014 года будет осуществляться посредством реализации Программы. Все это делает, по мнению Комитета по вопросам собственности, чрезвычайно актуальной необходимость реализации Программы в полном объеме.
В отношении приватизации федерального имущества, которая является одной из форм распоряжения имуществом, Комитет по вопросам собственности подтверждает свою позицию, состоящую в том, что основной целью приватизации, особенно крупных предприятий, должно быть не получение доходов в бюджет, а привлечение инвестиций для развития, расширения производства, технического перевооружения, а в ряде случаев приватизация будет позитивной альтернативой банкротству.
Экономически оправданной является приватизация в первую очередь убыточных или малоприбыльных, обремененных долгами активов, и она должна проводиться с целью недопущения банкротства и модернизации производства. При этом целесообразно приватизировать такие предприятия с использованием таких механизмов, которые позволят полученные от их продажи денежные средства использовать на техническое перевооружение этих предприятий и привлечение на них грамотных кадров и современных управленческих технологий.
В то время как продажа стратегически значимых активов, приносящих государству доход не только налоговыми выплатами, но и за счет дивидендов, с этой точки зрения является очень сомнительным шагом. Такая оценка в первую очередь относится к продаже пакетов акций стратегически значимых, инфраструктурных акционерных обществ, в частности, ОАО "РЖД", "Роснефть", "Транснефть" и других.
В этой связи каждый случай приватизации крупного предприятия должен рассматриваться как отдельный проект.
В этой связи очень важным является полноценное общественное обсуждение с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, независимых экспертов, ученых. По результатам общественного обсуждения должен делаться вывод о целесообразности приватизации конкретного стратегически значимого объекта, формулироваться основные цели приватизации, определяются способы и условия приватизации, размере выставляемого на продажу пакета акций, круге потенциальных покупателей. Далее, в случае принятия Правительством РФ решения о приватизации такого имущества, проводятся переговоры с потенциальными покупателями, производится их отбор и путем торгов определяется покупатель.
Таким образом, приватизация стратегически значимого федерального имущества должна на современном этапе носить точечный, выверенный, не массовый характер и "работать" на достижение экономического роста. Она должна быть результатом общественного консенсуса, соответствующее решение должно приниматься с участием представителей законодательной власти и руководителей регионов.
Комитет по вопросам собственности считает необходимым рассматривать доходы от приватизации федерального имущества в качестве неналоговых доходов федерального бюджета, а не источников покрытия его дефицита. В этой связи величина доходов от приватизации должна утверждаться Государственной Думой в составе неналоговых доходов федерального бюджета одновременно с утверждением государственной программы приватизации федерального имущества, в первую очередь в части включенных в нее стратегически значимых организаций.
Согласно проекту федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2016 и 2016 годов" финансирование государственной программы "Управление федеральным имуществом" в 2013 году составит 5,474 млрд. руб, в 2014 году - 5,486 млрд. руб., в 2015 году - 5,348 млрд. руб., в 2016 году - 5,188 млрд. руб.
Комитет по вопросам собственности отмечает, что государственная программа "Управление федеральным имуществом" требует доработки в части:
Разработки дополнительных индикаторов (показателей), обеспечивающих наблюдаемость достижения задач Программы;
утверждения детального плана-графика реализации Программы;
совершенствования методики оценки эффективности реализации Программы;
проведения качественной и количественной оценки рисков реализации Программы.
Проведя анализ мероприятий, включенных в государственную программу "Управление федеральным имуществом", и объективные потребности в их финансировании, Комитет по вопросам собственности пришел к выводу о необходимости увеличения финансирования Программы для реализации следующих мероприятий:
1) утверждение методологии определения целевых функций управления объектами федерального имущества, а также формирования "дорожных карт", в первую очередь, в отношении подлежащего разгосударствлению федерального имущества:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 1696, 30 тыс. руб, на 2015 год - 1696,30 тыс. руб.
2) организация проведения процедур проверки должного соответствия, позволяющих наиболее полно сформировать представление об объектах федерального имущества в целях определения целевых функции управления, а также выбора наилучших сроков и способов разгосударствления:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 15 000 тыс. руб, на 2015 год - 15 000 тыс. руб., на 2016 год - 15 000 тыс. руб.
3) определение "дорожных карт" по реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий, а именно: преобразования в хозяйственные общества, федеральные государственные учреждения, федеральные казенные предприятия, реорганизации, ликвидации и исключения из ЕРЮЛ как недействующих и не ведущих финансово-хозяйственную деятельность:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 187 200 тыс. руб, на 2015 год - 234 100 тыс. руб., на 2016 год - 234 100 тыс. руб.
4) реформирование системы продажи путем проведения активных маркетинговых мероприятий, включая создание центров обработки звонков, расширения практики привлечения юридических лиц для организации и (или) осуществления продажи федерального имущества, в том числе в качестве стратегических, финансовых и юридических консультантов;
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 37 100 тыс. руб, на 2015 год - 37 100 тыс. руб., на 2016 год - 37 100 тыс. руб.
5) повышение качества корпоративного управления путем расширения практики внедрения документов стратегического планирования деятельности (включая систему ключевых показателей эффективности деятельности, программы инновационного развития), обеспечение перехода на международные стандарты отчетности, а также внедрение иных элементов передового корпоративного законодательства:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 1696, 30 тыс. руб, на 2015 год - 1696,30 тыс. руб.
6) реконструкция рекреационных территорий курортного лечебного парка в г. Кисловодск:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 111 000 тыс. руб, на 2015 год - 215 000 тыс. руб, на 2016 год - 387 200 тыс. руб.
7) оплата по хранению конфискованных судов:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 103 000 тыс. руб, на 2015 год - 103 000 тыс. руб, на 2016 год - 103 200 тыс. руб
8) обеспечение охраны объектов казны (в том числе комплекс мероприятий по охране периметра территории объектов, представляющих потенциальную опасность):
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 25 000 тыс. руб, на 2015 год - 25 000 тыс. руб, на 2016 год - 25 000 тыс. руб.
9) содержание и ремонт объектов казны (в том числе объектов жилищного фонда для дальнейшей передачи на иной уровень публичной власти), а также проведение ремонтных работ в отношении объектов культурного наследия федерального значения, в том числе для дальнейшего вовлечения в хозяйственный оборот:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 1 269 700 000 тыс. руб, на 2015 год - 1 069 700 тыс. руб, на 2016 год - 964 700 тыс. руб.
10) мероприятия по формированию объективного представления о составе имущества казны Российской Федерации и определению порядка дальнейшего использования такого имущества:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 43 000 тыс. руб, на 2015 год - 43 000 тыс. руб, на 2016 год - 43 000 тыс. руб.
11) мероприятия по приведению в нормативное состояние и ликвидацию скважин Астраханского газоконденсатного месторождения:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 1 500 000 тыс. руб, на 2015 год - 2 000 000 тыс. руб, на 2016 год - 2 500 000 тыс. руб.
12) проведение мероприятий по выявлению земельных участков, установлению границ и оформлению земельно-правовых отношений на земельные участки:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2016 год - 514 171, 50 тыс. руб.
13) проведение мероприятий по расширению системы учета и управления федеральным имуществом путем объединения/интеграции с ЕГРП, иными внешними и внутренними учетными и иными ресурсами, бизнес-системами, визуализацию и контроль исполнения:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 25 000 тыс. руб, на 2015 год - 5 000 тыс. руб, на 2016 год - 5 000 тыс. руб.
14) формирование системы управления и хранения документов об управлении федеральным имуществом/библиотеки управленческих решений перевода существующего бумажного архива документов в сфере управления федеральным имуществом в электронный вид, а также перехода к взаимодействию субъектов управления в электронной форме:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2016 год - 5 000 тыс. руб.
15) реализация мероприятий по развертыванию системы персонифицированного управления федеральным имуществом:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 66 696, 30 тыс. руб, на 2015 год - 41 696, 30 тыс. руб, на 2016 год - 11 696, 30 тыс. руб.
16) формирование новых каналов взаимодействия субъектов управления федеральным имуществом, потенциальных инвесторов и общественности путем развития единого общедоступного информационного ресурса по управлению федеральным имуществом, позволяющего осуществлять межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти, на которых возложено управление имуществом:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 50 000 тыс. руб, на 2015 год - 50 000 тыс. руб, на 2016 год - 50 000 тыс. руб.
18) предоставление юридических услуг по защите имущественных интересов РФ в ходе арбитражного разбирательства (Индия):
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 52 363 тыс. руб, на 2015 год - 53 363 тыс. руб, на 2016 год - 52 363 тыс. руб.
18) перевод существующих в территориальных управлениях Росимущества бумажных архивов документов в сфере управления федеральным имуществом в электронную форму:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 86 940 тыс. руб, на 2015 год - 86 940 тыс. руб, на 2016 год - 86 940 тыс. руб.
19) перевод обеспечительных функций, связанных с высокой трудоемкостью работ по электронной обработке сведений, подлежащих включению в государственную информационную систему "Единая система управления государственным имуществом" на аутсорсинг:
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 76 000 тыс. руб, на 2015 год - 76 000 тыс. руб, на 2016 год - 76 000 тыс. руб.
20) Выплата единовременных субсидий государственным служащим - сотрудникам территориальных управлений Росимущества в рамках ФЦП "Жилище":
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2014 г. - 74 214,70 тыс. руб, на 2015 год - 79 857,70 тыс. руб.
С учетом вышеизложенного, Комитет по вопросам собственности:
1) поддерживает включение в проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" финансирования государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом";
2) считает необходимым рассматривать доходы от приватизации федерального имущества в качестве неналоговых доходов федерального бюджета, а не источников покрытия его дефицита, с утверждением указанных доходов и Государственной программы приватизации федерального имущества в части стратегически значимых организаций Государственной Думой в процессе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;
3) полагает, что потребность в дополнительном финансировании государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (с учетом ФЦП "Жилище") составляет: в 2014 году - 4 324 606,59 тыс. руб., в 2015 году - 4 387 149,59 тыс. руб., в 2016 году - 5 200 270,80 тыс. руб.
Приложение: детальное обоснование потребности в дополнительном финансировании на 4 л.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.