Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 390478-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (далее - законопроект) обусловлена объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое предусмотрено проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Согласно предлагаемой новой редакции статьи 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Исходя из этого, в статье 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", регулирующей статус и полномочия Верховного Суда Российской Федерации, согласно законопроекту Верховный Суд Российской Федерации определяется в качестве высшего судебного органа по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с данным Федеральным конституционным законом. Устанавливается, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, определено, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Законопроектом предусматривается, что полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации будут устанавливаться отдельным федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.
В связи с тем что Верховный Суд Российской Федерации будет призван осуществлять судебный надзор за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов и не будет относиться к системе судов общей юрисдикции, законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в положения статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", устанавливающие перечень видов федеральных судов.
В связи с объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в организацию деятельности судебной системы Российской Федерации также вносятся следующие изменения.
Дисциплинарное судебное присутствие, формировавшееся из судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, подлежит упразднению, а рассмотрение относящихся к его подсудности судебных дел передается в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.
Обеспечение деятельности как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов будет осуществляться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон должен вступить в силу через шесть месяцев после вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
Законопроектом в судебную систему Российской Федерации вносятся изменения, не предусматривающие дополнительных расходов из федерального бюджета. Финансирование мероприятий, связанных с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передачей его функций Верховному Суду Российской Федерации, образованному в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", а также Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, предполагается осуществить за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на финансовое обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" потребует принятия Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и изменения следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
2. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 года N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" подлежит признанию утратившим силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.