Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 390470-6 "О Верховном Суде Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" (далее - законопроект) обусловлена объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое предусмотрено проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". Согласно предлагаемой новой редакции статьи 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Поскольку в соответствии со своим новым статусом Верховный Суд Российской Федерации будет призван осуществлять судебный надзор за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, Федеральным конституционным законом "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" не могут в дальнейшем определяться полномочия и порядок деятельности Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда, входящего в систему судов общей юрисдикции. В связи с этим для регламентации полномочий, порядка формирования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 128 Конституции Российской Федерации необходимо принятие отдельного федерального конституционного закона. В Федеральном конституционном законе "О Верховном Суде Российской Федерации" должны быть отражены все существенные вопросы организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, требующие законодательного урегулирования.
Исходя из этих обстоятельств, был подготовлен предлагаемый законопроект.
Законопроектом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" определяются полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации.
Законопроектом установлены основы компетенции Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных Верховному Суду Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. Большинство таких дел относится к административным делам. Соответствующие положения законопроекта корреспондируют с положениями проекта Кодекса административного судопроизводства, принятого Государственной Думой в первом чтении.
В связи с объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к полномочиям Верховного Суда Российской Федерации дополнительно отнесено рассмотрение судебных дел по разрешению экономических споров, которые до настоящего времени были подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации. В указанных целях законопроектом предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации по-прежнему будут рассматривать в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и в кассационном порядке, а также в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам - дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся следующие изменения. Вместо Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации создается Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, являвшегося отдельным судебным органом, в состав которого избирались судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, создается Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, состав которой избирается Пленумом Верховного суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.
В законопроекте впервые определена общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации - 170 судей. Законопроектом предусматривается в целом сохранить существующий порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, предопределенный Конституцией Российской Федерации, но вместе с тем в него внесены отдельные частные изменения. Так, к компетенции Пленума Верховного Суда Российской Федерации отнесены утверждение составов судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, перевод судей из одной судебной коллегии в другую, а также избрание судей Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации.
Законопроектом устанавливаются компетенция Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации, полномочия Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей. К предусматриваемым законопроектом новым полномочиям Пленума Верховного Суда Российской Федерации относится, в частности, утверждение по представлению председателей соответствующих судов персонального состава президиумов верховных судов республик, президиумов иных судов общей юрисдикции соответствующего уровня и президиумов арбитражных судов.
Законопроектом регулируются вопросы обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации, включая финансовое и материально-техническое обеспечение. Устанавливается, что в целях организационного, информационного и документационного обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации формируется аппарат Верховного Суда Российской Федерации и определяются основы организации его деятельности.
В соответствии с законопроектом местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является г. Санкт-Петербург. В целях обеспечения постоянной связи Верховного Суда Российской Федерации с иными органами государственной власти Российской Федерации, содействия в осуществлении Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий предусматривается создание представительства Верховного Суда Российской Федерации в г. Москве. Данные положения имеют отложенный характер. Устанавливается, что дата начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в г. Санкт-Петербурге должна быть установлена Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации, а до наступления указанной даты Верховный Суд Российской Федерации осуществляет свои полномочия в г. Москве.
Законопроектом предусматривается, что Федеральный конституционный закон вступает в силу через шесть месяцев после дня вступления в силу названного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", а положения, определяющие состав Верховного Суда Российской Федерации, вступают в силу со дня вступления в силу названного Закона Российской Федерации и принятого в соответствии с ним федерального закона.
Законопроектом определены особенности материального обеспечения судей, досрочно прекративших полномочия судьи в связи с формированием первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации"
Законопроектом устанавливаются порядок формирования, состав и полномочия Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". При этом предусматривается, что в течение трех лет с даты вступления Федерального конституционного закона в силу объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации, не может быть меньше, чем совокупный объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на финансирование деятельности Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в 2014 - 2016 годах. Таким образом, фактически предусматривается сохранение уже заложенных в бюджет расходов на финансирование деятельности указанных судебных органов и выделения дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется.
Законопроектом также определяется, что Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется финансирование мероприятий, связанных с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передачей его функций Верховному Суду Российской Федерации, образованному в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на финансовое обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В частности, к подобным расходам могут быть отнесены предусмотренные законопроектом выплаты соответствующих компенсаций судьям Верховного Суда Российской Федерации и судьям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не назначенным на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, и досрочно прекратившим полномочия судьи.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
2. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".
3. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
4. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 10 февраля 1999 года N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации".
9. Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
12. Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 года N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" подлежит признанию утратившим силу.
Помимо внесения изменений в акты федерального законодательства, потребуется внести изменения в Регламент Верховного Суда Российской Федерации, а также утвердить Положение о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.