Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 390257-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах" направлен на совершенствование правового регулирования правоотношений, складывающихся между усыновителями и усыновленным ребенком.
Согласно статистическим сведениям по форме федерального статистического наблюдения N 103-РИК в 2010 году отменено 76 решений о передаче ребенка на воспитание в семью, из них в 20 случаях усыновление отменено в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями обязанностей по воспитанию детей, 49 случаев отмены усыновления произошло по инициативе усыновителей. В 2011 году отменено уже 114 решений о передаче ребенка на воспитание в семью, из них 29 в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями обязанностей по воспитанию детей, 63 решения отменено по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей.
Помещение ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это, безусловно, серьезная психологическая травма. Возврат ребенка в соответствующую организацию для детей-сирот в случае отмены усыновления - дополнительный стресс для психики ребенка, который может отразиться на его дальнейшей жизни. Представляется, что отмена усыновления (как и лишение родительских прав) - это крайняя мера. Усыновителям должен быть дан шанс сохранить семью, в случаях, когда это отвечает интересам ребенка. Последствия отмены усыновления носят необратимый характер. Так, например, бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине уже не смогут усыновить или принять ребенка под опеку (попечительство). В отличие от родителей, лишенных родительских прав, усыновители не могут быть восстановлены в родительских правах. Предлагаемые в проекте федерального закона нормы с учетом интересов ребенка позволят избежать радикальных решений и сохранить ребенку семью.
Законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и закрепить нормы, позволяющие судам рассматривать дела о восстановлении в родительских правах усыновителей. В действующей редакции возможность восстановления в родительских правах бывших усыновителей не предусмотрена. Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 05.09.2012 года N 5-КФ12-2512 указал на то, что применительно к восстановлению в правах усыновителя аналогия права применена быть не может, так как правовые основания и последствия отмены усыновления не совпадают с последствиями и основанием лишения либо ограничения родительских прав.
Таким образом, у детей, в случае отмены усыновления, отсутствует возможность возврата в семью бывшего усыновителя. При этом необходимо учитывать, что на практике возникают ситуации, когда судом производится отмена усыновления в связи с обстоятельствами, наступление которых явилось трагической случайностью или стечением обстоятельств, а отсутствие вины усыновителя устанавливается уже после вынесения решения суда об отмене усыновления. Так, например, в июне 2009 года судом было отменено усыновление детей А.П. Агеевым. В ноябре 2010 года суд признал А.П. Агеева невиновным в совершении умышленного преступления в отношении усыновленного ребенка. К сожалению, все дальнейшие действия А.П. Агеева направленные на восстановление его в родительских правах усыновителя оказались безрезультатными. Решением районного суда г. Москвы в августе 2011 года истцу было отказано в удовлетворении искового заявления о восстановлении в родительских правах, определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда в феврале 2012 года истцу отказано в удовлетворении кассационной жалобы с просьбой о направлении дела на повторное рассмотрение, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определением судьи Московского городского в июне 2012 года и определением судьи Верховного Суда РФ в сентябре 2012 года Г.А. Агееву также было отказано в удовлетворении кассационных (надзорных) жалоб.
Вместе с тем специалистами учреждения, где воспитываются дети, установлено, что общение с Г.А. Агеевым, которого дети считают родным отцом, способствует их гармоничному развитию, они остро нуждаются в родительской ласке и отеческой заботе, стремятся домой, проживание в отрыве от своей семьи наносит им глубокую психологическую травму.
Реализация положений, содержащихся в указанном проекте федерального закона, позволит сохранить семейное воспитание для детей уже однажды лишившихся родительского попечения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах" не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.