Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 393946-6 "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 29 июня 2012 г. N ДМ-П12-3668 в связи с предложением Федерации независимых профсоюзов России о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) в части регулирования трудовых отношений иностранных граждан. Законопроект направлен на совершенствование порядка привлечения и использования иностранных работников.
Законопроектом предлагается внести в статью 65 Трудового кодекса изменения, предусматривающие исключение обязанности для временно пребывающих иностранных граждан, заключающих трудовой договор на срок менее 6 месяцев, представлять при заключении указанного трудового договора страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Также исключается обязанность иностранных граждан, лиц без гражданства, которые временно пребывают, временно или постоянно проживают в Российской Федерации, представлять при заключении трудового договора документы воинского учета.
Закрепленный в статье 83 Трудового кодекса перечень обстоятельств, не зависящих от воли сторон, при наличии которых трудовой договор подлежит прекращению, дополняется основанием, связанным с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с ограничениями привлечения и использования иностранных работников. Установление таких ограничений предусмотрено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Трудовой кодекс предлагается дополнить новой статьей, устанавливающей особенности регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно указанной статье при заключении трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства предлагается предусмотреть обязанность указанных лиц предъявлять работодателю разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство в зависимости от их административно-правового статуса, а также включать сведения об указанных документах в трудовой договор.
По окончании срока действия указанных документов предусмотрено отстранение от работы иностранного работника, а при их аннулировании или неполучении в течение месяца новых документов - расторжение трудового договора.
В новой статье Трудового кодекса также предлагается закрепить особенности временного перевода иностранных работников. Законопроектом устанавливается, что в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 Трудового кодекса (в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, а также в случаях простоя, необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны указанными чрезвычайными обстоятельствами), допускается временный перевод работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до одного месяца, но не более одного раза в течение рабочего года.
Временный перевод в указанных случаях предлагается осуществлять без учета вида трудовой деятельности, осуществляемой иностранным работником на основании полученного им разрешения на работу, что позволит использовать иностранных работников в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций без нарушения требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации на иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не распространяется обязательное медицинское страхование.
В целях обеспечения медицинской помощью такой категории иностранных работников предусматривается обязанность иностранного гражданина и лица без гражданства предъявлять при заключении трудового договора работодателю действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования.
При его отсутствии медицинская помощь может предоставляться на основании договора, заключенного работодателем с медицинской организацией о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг, или договора (полиса) добровольного медицинского страхования иностранного работника, приобретаемого за счет работодателя.
При этом договор (полис) добровольного медицинского страхования и договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должны обеспечивать иностранному работнику оказание медицинской помощи в неотложной и экстренной формах в порядке, установленном программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Законопроект прошел обсуждение на совещаниях с участием представителей страховых компаний, осуществляющих добровольное медицинское страхование иностранных граждан.
Следует отметить, что в настоящее время большинством страховых компаний уже оказываются услуги по добровольному медицинскому страхованию иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Предлагаются различные программы медицинского обслуживания, предусматривающие амбулаторно-поликлиническое обслуживание, экстренную стационарную медицинскую помощь. Кроме того, по желанию клиента в договор (полис) добровольного медицинского страхования включаются медико-транспортные услуги и услуги по репатриации.
Согласно данным страховых компаний в зависимости от перечня страховых случаев, минимального размера страховой суммы, размера и структуры страхового тарифа, сроков уплаты страховой премии и сроков действия договора страхования средняя стоимость годового договора (полиса) добровольного медицинского страхования трудящихся мигрантов варьируется от 500 до 12 тыс. рублей.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" правила добровольного страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Законом Российской Федерации и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
При этом в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.
По оценке Минтруда России, в случае принятия предлагаемых изменений медицинской помощью будут обеспечены порядка 3 млн. иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовые договоры.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами"
Принятие Федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами"
Принятие Федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами"
Принятие Федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.