Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 394101-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект предлагается в целях исключения правовой неопределенности, в вопросе о том, является ли нарушением положений действующего законодательства указание в договорах условий мелким шрифтом. Особенно это актуально для договоров, связанных с банковским обслуживанием. Именно они зачастую содержат условия, на которые потребителю необходимо обратить особое внимание, но написанные мелким, практически нечитаемым шрифтом.
Мелкий шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий договора, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям для стороны договора.
Суды соглашаются с тем, что мелкий шрифт в договорах является нарушением прав потребителей. В частности, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 28 декабря 2010 г. N КА-А41/16204-10 по делу N А41-12206/10 отметил, что в силу требований ст. 8 и 10 Федерального закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на получение предоставления необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей.
Между тем, мелкий шрифт, включенный в условия договора о предоставлении возобновляемой кредитной линии для совершения операций с использованием кредитной карты, крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора.
При этом суд подтвердил тот факт, что в таких случаях должны применяться Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых" (СанПиН 1.2.1253-03).
Схожие выводы были сделаны Федеральным арбитражным судом Уральского округа в Постановлении от 3 августа 2011 г. N Ф09-4572/11 по делу N А60-37006/2010.
Как видно из приведенной судебной практики, суды признают нарушением указание в договоре условий мелким шрифтом. Тем не менее, когда возникает ситуация и должник использует данный довод в рамках линии защиты, суды встают на сторону банков. В частности. Белгородский областной суд в своем Апелляционном определении от 7 августа 2012 г. N 33-2176 счел необоснованным довод о нарушении банком ст. 10 Федерального закона "О защите прав потребителя", выполнении кредитного договора мелким шрифтом, в связи с чем должник был ненадлежащим образом ознакомлен с условиями кредитного договора по взысканию процентов. При этом суд отметил, что факт ознакомления со всеми условиями договора подтверждается подписью должника в договоре.
Таким образом, неоднозначность позиции судов в результате отражается на возможности реализации права граждан на получение доступной информации о товаре (работе, услуге), а также вызывает риск наступления для потребителей неблагоприятных последствий.
При этом подобные судебные решения, несущие в своей сути противоречие, уже вошли в систему.
В связи с этим необходимо на законодательном уровне урегулировать данный вопрос, на что и направлен законопроект. К сожалению, на настоящий момент большинство потребителей не обращают внимания на условия договоров, подвержены обману.
В свою очередь, изготовитель (исполнитель, продавец) согласно действующей редакции Закона "О защите прав потребителей" в любом случае обязан предоставлять информацию потребителю.
Ввиду изложенного, предусмотренные законопроектом меры оправданы и позволяют обеспечить соблюдение прав потребителей при минимальных потерях предпринимателей. При этом планируется снижение риска введения потребителей в заблуждение при заключении ими договоров в сфере банковской деятельности.
Внесение изменений в статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации связано с необходимостью приведения данной нормы в соответствие с изменениями, вносимыми в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Перечень законодательных актов, в которые необходимо внести изменения, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не предусматривает внесение изменений в другие законодательные акты.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не предусматривает внесение изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.