Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 395488-6 "О внесении изменений в статью 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 20.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации") квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым настоящим Законом и кодексом судейской этики. По результатам квалификационной аттестации судьям присваиваются высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый квалификационные классы в зависимости от занимаемой должности и уровня суда.
При этом Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" регулирует вопросы квалификационной аттестации и присвоения квалификационного класса судей, назначенных на должность в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, и не регулирует эти вопросы при назначении судей в суд другого уровня на должность, по которой предусматривается присвоение более низкого квалификационного класса (имеющегося у судьи после приведения в соответствие или присвоения по итогам квалификационной аттестации после 1 января 2013 года), а также не разрешает вопросы их квалификационной аттестации.
В настоящее время эти вопросы уже существуют и требуют своего законодательного регулирования.
Так, например, с целью укрепления нижестоящих судов и улучшения качественных показателей работы, судьи вышестоящих судов рекомендуются к назначению на должности председателей, заместителей председателей нижестоящих судов. Их квалификационные классы выше предельных по должности, на которую рекомендуются.
Между тем, в отсутствие правового регулирования этих случаев в законе с целью восполнить имеющийся пробел на практике происходит различное толкование положений статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ). Предпринимаются неверные по своей сути попытки вновь применить таблицу соответствия в отношении квалификационных классов, которые уже приведены в соответствие решениями соответствующих квалификационных коллегий судей.
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает, что судья может быть лишен квалификационного класса только в случае прекращения его полномочий по основаниям, предусмотренным статьей 12.1, подпунктами 7 и 8 пункта 1 статьи 14 указанного Закона, а также квалификационный класс судьи может быть утрачен при прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 указанного Закона.
Законом не предусмотрено снижение квалификационного класса по причине назначения судьи в суд другого уровня на должность, по которой предусматривается присвоение более низкого квалификационного класса, поэтому законопроектом предлагается в этих случаях сохранение более высокого квалификационного класса судьи, чем предельный по замещаемой должности.
Также предлагается установить, что судьи, имеющие квалификационный класс выше предельного по замещаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года, - как это определено для судей, имеющих предельный по замещаемой должности квалификационный класс. Данный подход обусловлен положениями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" о том, что очередной (внеочередной) квалификационный класс этим судьям не может быть присвоен и по результатам квалификационной аттестации соответствующая квалификационная коллегия судей может принять только одно решение: об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе.
В этой связи также предлагается внести корреспондирующие изменения в абзац второй пункта 10 и пункт 14 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
В настоящее время также не урегулирован вопрос, касающийся квалификационных классов судей, находившихся на 1 января 2013 года в отставке и вновь назначенных на должность судьи. Их квалификационные классы, присвоенные в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей" (далее - Положение о квалификационной аттестации судей), не приведены в соответствие решениями квалификационных коллегий судей, поскольку частями 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N°269-ФЗ предусмотрено приведение в соответствие квалификационных классов только в отношении действующих судей.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ за судьей, пребывающим в отставке на день вступления в силу настоящего Федерального закона, квалификационный класс, присвоенный в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, сохраняется пожизненно, и перерасчет выплат по ранее присвоенному квалификационному классу производится согласно таблице соответствия для работающих судей.
То есть, в силу закона судья, пребывающий в отставке на 1 января 2013 года, сохраняет прежний квалификационный класс, а для перерасчета выплат по нему применяется таблица соответствия классов по должности, замещаемой судьей на момент ухода в отставку.
Но, когда судья в отставке повторно назначается на должность судьи, возникает сложность с определением квалификационного класса, что необходимо как для установления предусмотренных законами выплат, так и для прохождения дальнейшей аттестации.
В отсутствие законодательного регулирования этого вопроса, подходы к его разрешению неоднозначны и противоречивы. Некоторые из таких подходов на практике могут привести к тому, что квалификационный класс судьи в отставке, присвоенный согласно Положению о квалификационной аттестации судей, при его новом назначении будет аннулирован (есть мнение квалификационный класс не учитывать, и проводить аттестацию как не имеющего квалификационный класс судьи), а также понижен или присвоен с нарушением последовательности (если судья в отставке назначается на должность судьи в суд другого уровня, а приведение квалификационного класса в соответствие осуществляется по новой должности).
С учетом взаимосвязанных положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ в этой ситуации квалификационный класс судьи может быть приведен в соответствие в таком же порядке, который федеральный закон установил для действующих судей на 1 января 2013 года.
Предлагается законодательно закрепить, что если судья, пребывавший в отставке на 1 января 2013 года (день вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ), повторно назначен на должность судьи, имеющийся у него квалификационный класс, присвоенный в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, приводится в соответствие с квалификационным классом, установленным Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ) в порядке, предусмотренном для действующих судей, согласно должности, замещаемой судьей на день ухода в отставку.
Предлагаемый законопроект направлен на защиту прав судей и укрепление их статуса, устранит обнаружившиеся пробелы законов и позволит законодательно закрепить единый подход к решению указанных вопросов, а также исключит возможные случаи неправильного их толкования и применения в отсутствие законодательного регулирования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.