Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 394011-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 января 2012 г. N Пр-108.
Законопроект направлен на усиление мер ответственности руководителей созданных Российской Федерацией, муниципальными образованиями некоммерческих организаций, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в примечание 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предусматривающие отнесение руководителей государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием к категории должностных лиц.
В настоящее время ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, причинившее крупный ущерб или повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, установлена статьей 293 (халатность) УК РФ. При этом субъектом указанного преступления могут быть только должностные лица, перечисленные в примечании к статье 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
На сегодняшний день примечанием к статье 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) некоммерческой организацией, которая может быть создана Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, является государственное и муниципальное учреждение.
Также в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией, является государственная корпорация.
Таким образом в настоящее время за халатность по статье 293 УК РФ могут быть привлечены к уголовной ответственности руководители созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями некоммерческих организаций в форме государственных и муниципальных учреждений, а также учрежденных Российской Федерацией государственных корпораций.
В то же время согласно статье 39 Федерального закона от 21 января 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" права акционеров открытых акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации и не закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, от имени Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация, а права акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями, от имени субъекта российской федерации, муниципального образования осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 178-ФЗ следует читать как "21 декабря 2001 г."
Согласно статье 113 ГК РФ и статье 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Кроме того, к числу должностных лиц в смысле примечания к статье 285 УК РФ не относятся руководители государственной компании "Российские автомобильные дороги", являющейся некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Руководители вышеперечисленных государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, равно как и руководители государственной компании "Российские автомобильные дороги", являющейся некоммерческой организацией, примечанием к статье 285 УК РФ не охватываются, а следовательно привлечение их к уголовной ответственности по статье 293 (халатность) УК РФ, а также по статьям 285.1 (нецелевое расходование бюджетных средств) и 285.2 (нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов) УК РФ не представляется возможным, поскольку они несут ответственность не как должностные лица, а как лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (статья 201 УК РФ).
Вместе с тем правовая природа осуществляемых этими руководителями полномочий (управление государственной или муниципальной собственностью, выполнение ряда государственных задач и функций, оказание государственных и муниципальных услуг и т.п.), порядок их назначения на должность позволяют говорить о целесообразности приравнивания таких лиц к должностным лицам, поскольку привлечь их к уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, в настоящее время практически невозможно.
Учитывая изложенное, представляется вполне оправданным дополнить перечень должностных лиц, установленный в примечании к статье 285 УК РФ, руководителями государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций в которых принадлежит государству или муниципальным образованиям.
При этом в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. N 1392 (в редакции от 26 марта 2003 г. с изменениями от 30 июня 2012 г.) "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" под "контрольным пакетом акций" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления, в том числе наличие "золотой акции", права вето, права непосредственного назначения директоров и т.п.
В целях усиления ответственности должностных лиц законопроектом также предлагается дополнить статью 293 УК РФ частью первой.1, предусматривающей ответственность за халатность, повлекшую особо крупный ущерб, под которым понимается ущерб на сумму свыше семи миллионов пятисот тысяч рублей по аналогии с крупным и особо крупным размерами, установленными в статье 285.1 (нецелевое расходование бюджетных средств) УК РФ.
В статье 2 законопроекта предлагается внести в часть 5 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменения, касающиеся расширения альтернативной подследственности по преступлениям, предусмотренным статьями 285 и 286 УК РФ, и предусматривающие возможность возбуждать и расследовать уголовные дела по указанным составам преступлений органам федеральной службы безопасности.
В статье 3 законопроекта предлагается дополнить статью 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) новой частью 4, устанавливающей ответственность за совершение действий (бездействие), результатом которых явилось неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которыми являются государство и муниципальные образования, повлекшее причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности. Субъектом рассматриваемого правонарушения будут являться должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Согласно статье 2.4 КоАП к должностным лицам относятся руководитель организации, учредитель (собственник), лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В целях исключения произвольного толкования указанной нормы, законопроектом предлагается отнести рассмотрение данной категории дел к полномочиям суда. В этом случае определять "существенность" причиненного ущерба будет только суд в судебном заседании.
Представляется, что предлагаемые законопроектом меры позволят значительно снизить злоупотребления в сфере исполнения государственных и муниципальных задач как угрожающие стабильности экономических отношений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" дополнительных расходов федерального бюджета не потребуется.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона мО внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.