Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 397044-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях сокращения сроков технологического присоединения к электрическим сетям.
Одной из предпосылок подготовки данного проекта стало распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 года N 354-р, которым утверждены целевые значения показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, среди которых установлены такие показатели, как предельное количество этапов (процедур), необходимых для технологического присоединения, и предельный срок подключения объектов потребителей электрической энергии мощностью до 150 кВт.
При этом в 2013 году срок присоединения должен составлять 276 дней, в 2014 году - 167 дней, в 2015 году - 45 дней, а к 2018 году составить 40 дней.
Одним из наиболее длительных этапов технологического присоединения является этап поиска земельного участка для размещения объектов электросетевого хозяйства, необходимых для присоединения потребителя к сети, а также оформление землеустроительной документации.
Уровень застройки и накопленный годами объем земельных участков в населенных пунктах, переданных в частную собственность, зачастую делают невозможным для сетевых организаций осуществление технологического присоединения ввиду отсутствия свободных земельных участков, прилегающих к участку заявителя, на которых возможно строительство электросетевых объектов. Поиск участков и переговоры с собственниками могут занимать месяцы и годы, замедляя и даже останавливая срок технологического присоединения.
Без кардинальных изменений в подходах к процессу строительства электрических сетей в части выделения земельных участков проблема повышения доступности энергетической инфраструктуры вообще не может быть решена.
Поскольку по действующему законодательству технологическое присоединение к электрическим сетям должно осуществляться во всех без исключения случаях и для всех потребителей (неограниченного круга лиц), владеющих объектами недвижимости (строениями или земельными участками), то задача, по сути, является сходной государственным или муниципальным нуждам, когда ограничение прав собственников земельных участков при необходимости строительства в публичных интересах является оправданным.
Следовательно, единственно возможным на сегодняшний день способом решения проблемы представляется введение института публичного сервитута при строительстве электросетевых объектов сетевыми организациями, как это установлено Земельным кодексом для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 274, 276):
положения статей 274 - 276 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат в себе градации на частный и публичный сервитут и определяют при этом, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Таким образом, положения статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации в части оснований (закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления) и целей установления публичного сервитута противоречат указанным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предлагаемые изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации исключают пробел, связанный с отсутствием в Гражданском кодексе Российской Федерации такого института, как публичный сервитут, и вводят основные положения, касающиеся публичного сервитута, что, несомненно, упорядочит процесс установления публичного сервитута и обеспечит его полную легитимность. Наряду с внесением изменений в Земельный кодекс Российской Федерации они позволят применять процедуру установления публичного сервитута в процессе технологического присоединения к инженерным сетям.
Законопроектом также предлагается установить, что публичный сервитут прекращается на основании закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, нормативного правового акта органа местного самоуправления, изданных ввиду отпадения оснований, по которым публичный сервитут был установлен.
Введение данных оснований исключает неопределенность в вопросе оснований прекращения публичного сервитута и периода его действия, что обеспечивает наличие у сетевых организаций права на длительное и гарантированное использование земельного участка для строительства и эксплуатации электросетевых объектов. Сетевой организации не придется, как минимум в пределах срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, повторно урегулировать вопрос с получением прав на земельный участок, что, в свою очередь, позволит сократить сроки технологического присоединения и гарантировать их соблюдение;
2) Земельный кодекс Российской Федерации (статья 23):
законодательно закрепляется применение механизма публичного сервитута для использования земельного участка в целях строительства и эксплуатации электрических сетей;
исключается необходимость проведения общественных слушаний для установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях строительства и эксплуатации сетевых объектов. Это минимизирует сроки установления сервитута и сокращает сроки технологического присоединения. При этом строительство электросетевых объектов является, безусловно, необходимым и не может быть отменено в результате общественных слушаний, поскольку иного экономически оправданного способа энергообеспечения объектов на сегодняшний день не существует.
Другим существенным по продолжительности этапом технологического присоединения является этап получения разрешения на строительство, необходимость которого влечет за собой еще ряд весьма длительных процедур - получение градостроительных планов, согласование и экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации;
3) Градостроительный кодекс Российской Федерации:
законопроектом предлагается расширить перечень случаев, при которых не требуется выдача разрешения на строительство. К числу таких случаев предлагается отнести строительство и (или) реконструкцию объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ территориальными сетевыми организациями.
Данная поправка позволит сократить фактические сроки технологического присоединения к электрическим сетям минимум на шесть месяцев. Кроме того, сократятся затраты территориальных сетевых организаций, а следовательно, и стоимость технологического присоединения.
Предлагаемые изменения не повлияют на безопасность строящихся сетевыми организациями объектов, поскольку в процессе их допуска в эксплуатацию в любом случае принимают участие органы государственного энергетического надзора, а проектные решения при строительстве сети до 20 кВ практически во всех случаях являются типовыми. При этом территориальные сетевые организации являются специализированными предприятиями по осуществлению передачи электрической энергии, определяются таковыми в соответствии с законодательно установленными критериями и требованиями, осуществляют естественно-монопольный вид деятельности и, соответственно, контролируются государством в своей хозяйственной деятельности. Территориальные сетевые организации также являются субъектами отдельного товарного рынка передачи электрической энергии и обязаны осуществлять строительство электрических сетей для присоединения любого обратившегося заявителя в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, предлагается внести изменения в федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "О государственном кадастре недвижимости". Данные изменения предусматривают уменьшение общего срока государственной регистрации прав на объекты электросетевого хозяйства и земельные участки, необходимые для их строительства до пяти календарных дней, что ускорит процесс технологического присоединения, для осуществления которого необходимы строительство или реконструкция электросетевых объектов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.