Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 13 ноября 2013 г. N 61
на проекты федеральных законов N 360878-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и N 361766-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
внесены Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проекты федеральных законов N 360878-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (далее законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах") и N 361766-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), внесенные Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Представленные законопроекты дополняют друг друга и направлены на повышение управляемости, подконтрольности и прозрачности негосударственных пенсионных фондов, а также на обеспечение трансформации негосударственных пенсионных фондов, которые представляющих собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, в акционерные общества.
Акционирование позволит негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию стать полноценным участником финансового рынка, поскольку их деятельность по своей сути является предпринимательской в целях инвестирования средств пенсионных накоплений.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию законопроектов, вместе с тем отмечая следующее.
Предлагаемые законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" изменения в абзац девятнадцатый статьи 3 и пункт 1 статьи 36.19 изменяемого федерального закона направлены на создание для негосударственных пенсионных фондов равных с Пенсионным фондом Российской Федерации условий в части отражения движения средств пенсионных накоплений на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии при получении возможных убытков от инвестирования пенсионных накоплений. При этом соответствующее изменение следует также внести в абзац тридцать седьмой статьи 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", поскольку исходя из указанной нормы движение средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии предполагает не результат, а доход от инвестирования этих средств, что противоречит вышеуказанным положениям Федерального закона (абзац девятнадцатый статьи 3 и пункт 1 статьи 36.19).
При изложении законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в новой редакции пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" считаем излишним указания на величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда за периоды с 2005 года по 2009 год.
Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (подпункт "а" пункта 8 статьи 1) предлагается изменить установленную пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" обязанность управляющей компании (управляющих компаний) по обеспечению возврата переданных ей (им) фондом средств пенсионных резервов по договорам доверительного управления на обязанность по обеспечению "надлежащего управления" названными средствами. Также предлагается изменить редакцию абзаца третьего статьи 36.14 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", исключив обязанность управляющей компании нести ответственность за сохранность средств, переданных ей в управление фондов, заменив термин "сохранность" на термин "надлежащее управление" (пункт 15 статьи 1), а из статьи 36.18 исключить аналогичное требование к специализированному депозитарию заменив ответственность за сохранность средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям "осуществлением ежедневного контроля за распоряжением фондом средствами пенсионных накоплений" (подпункт "а" пункта 16 статьи 1). При этом обязанность по обеспечению сохранности пенсионных накоплений возлагается на негосударственный пенсионный фонд (пункт 13 статьи 1), а поскольку негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений (подпункт "б" пункта 8 статьи 1), из вышеуказанных положений законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" следует, что риски по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений перекладывается на негосударственный пенсионный фонд и застрахованных лиц. В этой связи Комитет считает необходимым отдельно рассмотреть вопрос об ответственности управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария в части доверительного управления средствами пенсионных накоплений,
Также в связи с изложенным Комитет полагает, что понятие "надлежащее управление" требует конкретизации, учитывая, что пунктом 4 статьи 25 Федерального закона установлена ответственность управляющей компании (управляющих компаний) перед фондом (фондами) и его (их) участниками за ненадлежащее исполнение возложенных на нее (них) обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность негосударственного пенсионного фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, в том числе, включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений и организацию их инвестирования. Пенсионные накопления представляют собой совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования. Все перечисленные средства имеют разную экономическую и правовую природу и учитываются на счетах отдельно.
В этой связи Комитет, в целях диверсификации рисков, возникающих в процессе инвестирования средств пенсионных накоплений, полагает необходимым рассмотреть возможность предоставления застрахованным лицам права распоряжения средствами пенсионных накоплений как в Пенсионном фонде Российской Федерации, так в негосударственных пенсионных фондах, не в совокупности, а отдельно по каждой части.
Лица, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеющие право на формирование накопительной части трудовой пенсии могут самостоятельно выбрать один из способов ее формирования. В этой связи Комитет считает необходимым дополнить положения законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормой о выполнении Пенсионным фондом Российской Федерации в полном объеме своих обязательств перед застрахованными лицами, по передаче средств пенсионных накоплений застрахованных лиц по их заявлению в негосударственные пенсионные фонда и частные управляющие компании в 2013 году, с обязательным указанием предельного срока выполнения обозначенных обязательств.
Положения законопроектов следует согласовать с положениями Федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации".
Также положения законопроектов требуют соотнесения с положениями проекта федерального закона N 359513-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" в части унификации терминологии и внесения изменений в одни и те же структурные единицы изменяемых федеральных законов, с нарушением логики их изложения.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по финансовому рынку считает возможным рекомендовать проекты федеральных законов N 360878-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и N 361766-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" к принятию в первом чтении при условии существенной их доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.