Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности" (далее - законопроект) призван заменить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате - закон, который был принят еще в 1993 году, то есть до принятия в России основополагающих кодексов и иных федеральных законов (всех четырех частей Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и других значимых законов).
В результате сегодня, во-первых, имеют место противоречия между текстом Основ законодательства о нотариате и нормами наследственного права, правилами о сделках и др., а во-вторых, принципы и нормы Основ законодательства о нотариате не позволяют нотариату решать те задачи, которые ставят перед ним современная экономика и современное общество.
Законопроект разработан в русле традиций латинского нотариата с учетом положительного опыта эффективных нотариальных систем стран континентальной Европы.
Концепция законопроекта соответствует изменениям, вносимым в гражданское законодательство в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" (проект федерального закона N 47538-6, находящийся на рассмотрении Государственной Думы РФ).
Законопроект регулирует отношения, связанные с организацией нотариата в Российской Федерации и осуществлением нотариальной деятельности, - определяет принципы нотариальной деятельности, статус нотариуса (его содержание, возникновение, приостановление и прекращение), регулирует организацию нотариата, в том числе порядок формирования нотариальных округов и должностей нотариусов, порядок деятельности нотариальных палат, определяет основания и порядок ответственности за вред, причиненный при осуществлении нотариальной деятельности, страхование ответственности нотариуса и содержит правила о совершении нотариальных действий (как общие, так и относящиеся к отдельным нотариальным действиям).
Текст законопроекта содержит нормы, которые воплощают основные принципы нотариальной деятельности, признанные во всем мире, - законность нотариальной деятельности, объективность, беспристрастность, добросовестность и независимость нотариуса, доступность нотариальных действий и сохранение нотариальной тайны.
В целях обеспечения доступности нотариальных действий для граждан и организаций вводятся новые принципы формирования нотариальных округов - обеспечение возможности совершения нотариального действия в течение дня, в котором возникла необходимость совершения такого действия (за исключением нотариальных действий, совершаемых в иные сроки), и обеспечение доходности деятельности всех нотариусов в нотариальном округе.
В любом случае в соответствии с законопроектом нотариальные должности должны быть созданы из расчета не менее чем:
один нотариус на 15 000 человек, проживающих в нотариальном округе, - в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения;
один нотариус на 20 000 - 25 000 человек, проживающих в нотариальном округе, - в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений;
один нотариус на 25 000 - 30 000 человек, проживающих в нотариальном округе, - в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа).
Законопроект в основном сохраняет сложившиеся достаточно серьезные требования, предъявляемые к нотариусам: нотариусом может стать постоянно проживающий на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации в возрасте от двадцати пяти до шестидесяти пяти лет, который имеет высшее юридическое образование уровня специалитета или магистратуры, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, который исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения. Для приобретения статуса нотариуса необходимо успешно пройти стажировку в течение одного года у нотариуса, имеющего стаж нотариальной деятельности не менее трех лет, сдать квалификационный экзамен и победить в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса.
В соответствии с законопроектом нотариат представляет собой профессиональное сообщество нотариусов, объединенное в нотариальные палаты и не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основными функциями нотариальных палат являются контроль за "входом" нотариусов в профессию и за дальнейшим осуществлением ими нотариальной деятельности, а также организация такой деятельности. С этой целью нотариальные палаты обеспечивают единство правоприменительной практики в нотариальной деятельности, организуют повышение квалификации нотариусов и прохождение стажировок, осуществляют коллективное страхование профессиональной ответственности нотариусов и выполняют другие задачи.
Глава 4 законопроекта "Нотариальные палаты" включает в себя нормы, посвященные нотариальным палатам субъектов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палате и членским правоотношениям, складывающимся по поводу участия в указанных палатах. Эта часть законопроекта составлена с учетом изменений, внесенных в законодательство о некоммерческих организациях Федеральным законом от 11 февраля 2013 года N 8-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
Весьма важное для развития нотариата в Российской Федерации имеют закрепленные в законопроекте системные решения, относящиеся к ответственности за вред, причиненный при осуществлении нотариальной деятельности, и к страхованию этой ответственности.
В соответствии с общими принципами ответственности за вред нотариус будет отвечать за свои собственные действия и бездействие, а также за вред, причиненный сотрудниками нотариуса, занятыми в осуществлении нотариальной деятельности, иными работниками нотариуса или лицами, замещающими временно отсутствующего нотариуса, при исполнении ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом указанная ответственность строится на началах вины и состоит в возмещении причиненных потерпевшему убытков или в компенсации морального вреда (например, в случае разглашения личной тайны).
Убытки подлежат возмещению в указанных случаях в полном объеме (статья 15 Гражданского кодекса РФ).
Кроме того, вводится достаточно существенное страховое покрытие по договорам индивидуального и коллективного страхования ответственности нотариусов - минимум 30 миллионов рублей и 50 миллионов рублей соответственно.
Это означает, например, что в случае, когда по вине нотариуса была удостоверена сделка, признанная впоследствии недействительной, стороны сделки вправе требовать возмещения им убытков в полном объеме (включая стоимость утраченного имущества, расходы, понесенные в связи с совершением сделки и ее оспариванием, иные расходы и неполученные доходы).
При этом указанные лица могут получить возмещение у страховщика, с которым нотариус заключил договор индивидуального страхования ответственности (в пределах 30 миллионов рублей), при недостаточности такого покрытия - у страховщика, с которым региональная нотариальная палата заключила договор коллективного страхования ответственности (дополнительно в пределах 50 миллионов рублей), а при недостаточности этого покрытия - у Федеральной нотариальной палаты, которая для этих целей создает гарантийный фонд (статья 42 законопроекта). В случае недостаточности для полного возмещения причиненного вреда (что крайне маловероятно) всех видов страхового возмещения, а также суммы выплаты из гарантийного фонда Федеральной нотариальной палаты нотариус за счет своего имущества возмещает потерпевшему разницу между полученными потерпевшим страховым возмещением, а также выплатой из гарантийного фонда, и размером причиненных ему убытков или морального вреда.
В результате создания указанной системы покрытия будут защищены все лица, обращающиеся к нотариусу за совершением нотариального действия - как граждане, так и юридические лица. Введение новых правил об ответственности нотариуса и о страховании такой ответственности будет способствовать повышению доверия к системе нотариата.
Правила об ответственности нотариуса сопровождаются изменением подходов к нотариальным тарифам. В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ тарифы устанавливаются или регулируются уполномоченными на то государственными органами. Поэтому в законопроекте содержится указание на то, что размеры нотариальных тарифов определяются Правительством Российской Федерации. Критериями формирования тарифов станут: соответствие размера тарифа сложности совершаемого нотариусом действия, необходимость обеспечения доступности нотариальных действий, доходности (безубыточности) деятельности нотариата и возможности возмещения вреда, причиненного нотариусом при осуществлении нотариальной деятельности. Указанные принципы формирования тарифов за совершение нотариальных действия и иных действий, совершаемых нотариусами, позволят обеспечить приемлемые для граждан и организаций условия совершения сделок и иных юридически значимых действий (принятия решений собраний, получение исполнительной надписи и т.п.).
Существенное значение имеет раздел II законопроекта "Нотариальные действия и порядок их совершения", в котором представлены общие правила о таких действиях и особенности отдельных нотариальных действий.
Законопроект вводит несколько новых видов нотариальных действий и упорядочивает виды нотариальных действий. Впредь новые виды нотариальных действий могут быть введены только путем внесения изменений в законодательство о нотариате. Определяются время, место совершения нотариального действия, правила о подготовке к совершению нотариального действия, основания для отказа в совершении нотариального действия или его приостановления.
Впервые в законодательство вводятся понятия "нотариальный акт" и "нотариальная надпись", аналоги которых давно существуют в странах латинского нотариата. Указанные документы приобретают статус официальных (имеющих особую доказательственную силу) - нотариальное действие считается совершенным и порождает установленные законом последствия до тех пор, пока нотариальный акт или нотариальная надпись не признаны недействительными в судебном порядке. Основаниями для признания нотариального акта или нотариальной надписи недействительными являются грубые нарушения установленного законодательством о нотариате порядка совершения нотариальных действий.
С целью окончательного закрепления особой силы официальных документов предполагается внесение соответствующих изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (требуется внесение отдельного законопроекта).
Нормы законопроекта о нотариальном удостоверении сделок написаны в соответствии с положениями новейшего гражданского законодательства о сделках, решениях собраний и представительстве (Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"). Впервые в законодательстве четко определены обязанности нотариуса при обнаружении им признаков ничтожности или оспоримости удостоверяемой сделки.
Основной новеллой в сфере совершения отдельных нотариальных действий становится правило о сборе нотариусом необходимых для совершения нотариального действия сведений и документов.
С этой целью законопроект закрепляет право нотариуса получать информацию из единых государственных реестров и иных информационных ресурсов, в том числе в порядке электронного взаимодействия. В случае обращения к нотариусу заявителя нотариус самостоятельно запрашивает необходимые сведения из реестров (единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, единого государственного реестра юридических лиц и пр.).
Более того, нотариус, удостоверивший сделку, будет совершать действие по передаче в орган по государственной регистрации соответствующего заявления о переходе права, а также по просьбе сторон может засвидетельствовать осуществление расчетов между сторонами. Нотариус также может принять от сторон денежные средства и зачислить их на счет эскроу, правила о котором вводятся в гражданское законодательство проектом федерального закона N 47538-6.
Кроме того, создается особый электронный ресурс - единая информационная система нотариата, в которую включаются сведения о почти всех совершенных нотариальных действиях и сведения об открытии и завершении наследственных дел. Сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата, предоставляются бесплатно нотариусам, лицам, их замещающим, а также нотариальным палатам субъектов Российской Федерации при осуществлении ими контроля за деятельностью нотариусов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, такие сведения могут быть предоставлены по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Сведения о регистрации уведомлений о залоге движимого имущества будут предоставляться по запросам любых лиц.
В результате создания единой информационной системы нотариата появится возможность проверки действия доверенностей, проверки наличия завещаний, открытых наследственных дел, проверки наличия заключенных брачных договоров и соглашений супругов о разделе имущества.
Законопроект вступает в силу через один год после его официального опубликования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности"
Введение в действие Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности"
В случае принятия Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности" потребуется признать утратившими силу:
1) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1;
2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";
3) Статью 1 Федерального закона от 2 ноября 2012 года N 166-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, потребуется внесение изменений в следующие законодательные акты:
1) часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации;
4) Семейный кодекс Российской Федерации;
5) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
6) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
7) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) статью 12 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах";
9) Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
10) Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
11) статью 6 Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
12) Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
13) Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.