Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 13 ноября 2013 г. N 61
на проекты федеральных законов N 359479-6 "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", N 359513-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"
внесены Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проекты федеральных законов проекты федеральных законов N 359479-6 "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и N 359513-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", внесенные Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Представленные законопроекты содержат взаимосвязанные положения и предусматривают создание и регулирование системы по гарантированию прав лиц застрахованных по обязательному пенсионному страхованию при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений. Комитет, поддерживая в целом концепцию законопроектом, полагает необходимым сообщить следующее.
Предлагаемый частью 1 статьи 5 законопроекта "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" подход, согласно которому застрахованному лицу, которому еще не установлена выплата за счет средств пенсионных накоплений или установлена, но не осуществлена единовременная выплата средств пенсионных накоплений не гарантируется инвестиционный доход, означает риск потери реальной стоимости пенсионных накоплений и существенно снижает привлекательность варианта сохранения накопительного компонента трудовой пенсии в негосударственных пенсионных фондах. Указанным законопроектом также не урегулирован вопрос, касающийся выплат средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц.
Выплата гарантийного возмещения из средств фонда гарантирования пенсионных накоплений предусмотрена исключительно в случаях, связанных с аннулированием лицензии негосударственного пенсионного фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, предупреждением банкротства негосударственного пенсионного фонда и банкротством негосударственного пенсионного фонда. В остальных гарантийных случаях, исчерпывающим образом перечисленных в статье 6 законопроекта "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", предусмотрено гарантийное восполнение из резерва по обязательному пенсионному страхованию, а в случае его недостаточности за счет имущества негосударственного пенсионного фонда для осуществления уставной деятельности или иных источников, не запрещенные законодательством Российской Федерации. При этом источником уплаты гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений для страховщика по обязательному пенсионному страхованию согласно части 2 статьи 21 законопроекта "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" является доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, а в случае его недостаточности или отсутствия - средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика. Реализация указанного положения законопроекта повлечет уменьшение как размера средств пенсионных накоплений и (или) инвестиционного дохода, так и размера выплат застрахованному лицу за счет средств пенсионных накоплений.
Аналогичное замечание касается положений пункта 7 статьи 2 проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", в соответствии с которыми Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" предлагается дополнить новой статьей 20.1 "Резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию". Также требует дополнительной проработки исключение названным законопроектом из проектируемой статьи 20.1 таких источников формирования резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию как проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, а также средства, направленные фондом на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования неправомерно полученных средств пенсионных накоплений застрахованных лиц.
Кроме того, заложенный в законопроекте "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" подход двойного обложения взносами страховщика по обязательному пенсионному страхованию (в резервы - на уровне отдельного негосударственного пенсионного фонда и Пенсионного фонда Российской Федерации и фонд гарантирования пенсионных накоплений централизованном уровне) с использованием одного источника, которым является доход от инвестирования пенсионных накоплений и (или) средств пенсионных накоплений застрахованных лиц порождает систему неравенства прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования в зависимости от того, формируют ли они права на страховую часть трудовой пенсии (где государство не допускает обесценивая пенсионных накоплений и пенсий) или накопительную часть трудовой пенсии (где обесценивание не только допускается, но и гарантируется восполнение за счет застрахованных лиц, а не страховщиков).
Комитет полагает, что установление для негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда Российской Федерации дифференцированных тарифов ставок отчислений от пенсионных накоплений в резервы по обязательному пенсионному страхованию и ставок гарантийных взносов на формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений, требует дополнительного обсуждения, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации располагает большим количеством источников формирования резерва по обязательному пенсионному страхованию по сравнению с негосударственными пенсионными фондами, включая средства федерального бюджета.
Кроме того, законопроект "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" устанавливая предельные размеры мер указанных ставок (пункты 4 и 5 статьи 21) не содержит их конкретных значений и возлагает обязанность по их установлению и возможности корректировки на Банк России. Таким образом, предопределена вероятность получения одними страховщиками по обязательному пенсионному страхованию ряда преимуществ по уплате гарантийных взносов, по сравнению с другими такими страховщиками. Кроме того, учитывая, что источником уплаты гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений при недостаточности или отсутствии дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений являются непосредственно средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, налицо преимущество одних застрахованных лиц перед другими.
Учитывая изложенное, Комитет считает необходимым рассмотреть вопрос об установлении размеров вышеуказанных тарифов и ставок на законодательном уровне.
Положения рассматриваемых законопроектов требуют соотнесения с положениями проектов федеральных законов N 361766-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", N 359513-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений в части унификации терминологии, а также внесения изменений в одни и те же структурные единиц изменяемых федеральных законов с нарушением логики их изложения.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по финансовому рынку считает возможным рекомендовать проекты федеральных законов N 359479-6 "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и N 359513-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" к принятию в первом чтении при условии существенной их доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.