Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 359479-6 "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона (далее - проект), сообщаем следующее.
На основании части 9 статьи 7 проекта страховщик по обязательному пенсионному страхованию, являющийся негосударственным пенсионным фондом, обязан вести реестр обязательств перед застрахованными лицами, соответствующий требованиям Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Вместе с тем, названным законом указанные требования не установлены.
В пункте 2 части 4 статьи 9 проекта следует уточнить в каком из случаев, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", страховщик обязан зачислить на счет застрахованного лица гарантийное восполнение.
Устанавливая в статье 10 проекта порядок обращения Пенсионного фонда Российской Федерации за гарантийным возмещением при наступлении гарантийного случая, предусмотренного частью 8 статьи 6 проектируемого закона, полагаем возможным уточнить редакцию статьи 12 проекта, предусмотрев в ней порядок выплаты гарантийного возмещения при наступлении указанного гарантийного случая. Кроме того, необходимость определения в проекте указанного положения следует из пункта 2 статьи 11 проекта.
Пункт 3 статьи 11 проекта не соотносится со статьей 23 проекта, определяющей положение, на основании которого Агентство инвестирует средства фонда в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При этом обращаем внимание, что проект не содержит положений, определяющих порядок инвестирования средств фонда гарантирования пенсионных накоплений. Замечание аналогичного характера может быть отнесено к абзацу второму части 1 статьи 12 проекта в отношении порядка денежной оценки обязательств.
В абзаце третьем части 1 статьи 12 проекта предусмотрено перечисление гарантийного возмещения не позднее шести месяцев с даты наступления гарантийного случая, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". В связи с этом отмечаем, что ни в названном законе, ни в проекте федерального закона N 359513-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" такая дата не определяется.
На основании статьи 13 проекта определены основы взаимодействия Агентства и Банка России. При этом в проекте также установлены иные положения, связанные с выполнением Банком России своих функций. В этой связи, обращаем внимание на требование статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 13 проекта Банк России информирует Агентство о регистрации негосударственного пенсионного фонда, подавшего заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Вместе с тем, в соответствии со статьей 36.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" Банк России регистрирует страховые правила фонда, а также заявление фонда о его намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. Аналогичное замечание относится к части 1 статьи 14 проекта.
В статье 14 проекта предусмотрено создание и ведение реестра участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. При этом определяется, что в указанный реестр включаются Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды. В этом случае представляется некорректным использование в проекте термина "реестр участников", поскольку участниками названной системы являются также застрахованные лица, государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", Центральный банк Российской Федерации. Предлагаем рассмотреть вопрос об определении в проекте понятия "реестр страховщиков". Кроме того, в целях исключения неоднозначного толкования понятия "реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц" рекомендуется рассмотреть вопрос об определении правового положения названного реестра в системе гарантирования прав застрахованных лиц.
Содержание статьи 16 проекта следует соотнести с ее названием, в соответствии с которым указанная статья должна определять не только обязанности, но и права Агентства.
В пункте 4 статьи 20 проекта требует уточнения редакция "средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом". Проектируемым законом такие случаи не установлены.
В части 1 статьи 27 проекта одним из требований к участию негосударственных пенсионных фондов в системе гарантирования прав застрахованных лиц является условие о том, что негосударственный пенсионный фонд является акционерным обществом или иной коммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этой связи обращаем внимание, что на основании статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом. При этом согласно статье 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.