Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 12 сентября 2013 г. N 1-ВС-4000/13
на проект федерального закона N 359513-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и пунктом "к" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом (статья 10) предлагается ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации новую статью 172.1 "Составление и представление недостоверных учётных и отчётных документов финансовой организацией", а также дополнить статью 185.1 УК РФ примечанием.
Обращает на себя внимание отсутствие обоснований предложенных законопроектом изменений в уголовный закон. Между тем вывод о необходимости криминализации тех или иных деяний, а также о введении специальных норм об ответственности может быть сделан только на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики.
Проектная статья 172.1 УК РФ предусматривает, в частности, ответственность за внесение должностным лицом финансовой организации в бухгалтерские и (или) иные учётные и отчётные документы финансовой организации заведомо неполных или ложных сведений либо искажение содержания таких документов с целью сокрытия информации о наличии признаков несостоятельности (банкротства) финансовой организации либо о наличии оснований для обязательного отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.
Действующим уголовным законом - частью первой статьи 195 УК РФ "Неправомерные действия при банкротстве" уже установлена ответственность за сокрытие, уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учётных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб.
Таким образом, обе рассматриваемые нормы направлены на предотвращение сокрытия информации о фактическом финансовом состоянии юридического лица в случае его несостоятельности. При этом новая статья 172.1 УК РФ (предусматривающая ответственность специального субъекта при отсутствии последствий в виде крупного ущерба) выступает по отношению к части первой статьи 195 УК РФ как специальная норма. Ввиду изложенного представляется, что местоположение новой статьи в структуре главы 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" определенно неверно.
Кроме того, необходимо обратить внимание на неоправданно сложную и запутанную юридико-техническую конструкцию проектной статьи 172.1 УК РФ. Так, содержание обязательного признака состава преступления - "существенная информация о фактическом финансовом состоянии финансовой организации, в том числе о сделках, влекущих существенное ухудшение финансового состояния финансовой организации" разъясняется в примечании 3 к проектной статье, из которого следует, что указанный признак носит бланкетный характер. Однако признаки, характеризующие объективную сторону состава преступления, по нашему мнению, должны быть указаны в диспозиции статьи, а не в примечании к ней. В связи с этим представляется целесообразным, исключив примечание 3, уточнить диспозицию проектной статьи 172.1 УК РФ, в которой указать, что составление и представление недостоверных учётных и отчётных документов финансовой организацией осуществляется с целью сокрытия наличия установленных законодательством Российской Федерации признаков банкротства либо оснований, при которых Банк России обязан отозвать лицензию.
Перечень финансовых организаций, к которым применяется особый порядок определения их несостоятельности (банкротства), приведён в статье 180 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Между тем предложенный в примечании 1 к проектной статье 172.1 УК РФ перечень финансовых организаций (в него не включены организаторы торговли и микрофинансовые организации) не в полной мере корреспондирует указанной действующей норме с учётом изменений, внесённых в неё Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ. В связи с этим содержание примечания 1 к проектной статье требует уточнения.
В примечании, которым предлагается дополнить статью 185.1 УК РФ, фактически сформулирована поощрительная норма, предусматривающая освобождение от уголовной ответственности в случае предоставления заведомо неполных или ложных сведений о финансовом состоянии финансовой организации (аналогично, например, примечанию к статьям 151 УК РФ). Цель внесения указанных изменений не разъясняется в пояснительной записке. Между тем введение поощрительной нормы не отвечает идее законопроекта и содержанию проектной статьи 172.1 УК РФ.
Если же смысл примечания заключается в том, что преступность и наказуемость указанного деяния предполагается определять в соответствии со специальной нормой, а не в соответствии со статьёй 185.1 УК РФ, то, исключив примечание, диспозицию статьи 185.1 УК РФ следует дополнить словами "за исключением случаев, предусмотренных статьёй 172.1 настоящего Кодекса".
Высказанные замечания предлагаем учесть в ходе дальнейшей работы над законопроектом.
|
А.А. Толкаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.