Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 364069-6 "О накопительной пенсии",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 364069-6 "О накопительной пенсии", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости и преобразование этой части пенсии с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на накопительную пенсию, порядок исчисления и корректировки ее размера аналогичны действующим в настоящее время для накопительной части трудовой пенсии, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Наряду с этим, право на накопительную пенсию будет предоставлено и застрахованным лицам, являющимся получателями страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. В настоящее время накопительная часть трудовой пенсии устанавливается указанным категориям застрахованных лиц только в случае назначения им трудовой пенсии по старости.
Страховщиками, формирующими пенсионные накопления и выплачивающими накопительную пенсию, будут Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды.
Размер накопительной пенсии будет определяться исходя из суммы средств пенсионных накоплений и продолжительности ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии. Продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии до 2016 года устанавливается как фиксированная величина (228 месяцев), а после 1 января 2016 года будет определяться отдельным федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.
Предусматриваются льготные условия назначения накопительной пенсии для тех застрахованных лиц, которые обратятся за назначением накопительной пенсии позднее достижения ими общеустановленного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Для них величина ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии будет сокращаться на 12 месяцев (но не менее чем до 168 месяцев) за каждый полный год, истекший со дня возникновения права на назначение накопительной пенсии, что позволит увеличить размер накопительной пенсии при ее последующем назначении.
Одновременно законопроект унифицирует нормы, регулирующие порядок, сроки и источники финансирования организации доставки накопительной пенсии, назначаемой как Пенсионным фондом Российской Федерации, так и негосударственными пенсионными фондами.
Перевод нынешних получателей накопительной части трудовой пенсии по старости на получение накопительной пенсии предусматривается осуществить на основании документов, имеющихся в распоряжении страховщиков, без истребования соответствующего заявления от застрахованных лиц.
Вместе с тем, к отдельным положениям законопроекта имеются замечания.
Так, в статье 2 законопроекта предусмотрено, что в состав пенсионных накоплений включаются результаты инвестирования страховых взносов, тогда как в статье 6 законопроекта предусмотрено, что размер накопительной пенсии определяется с учетом доходов от их инвестирования.
В статье 4 законопроекта "Финансовое обеспечение выплаты накопительной пенсии" следует дополнить положениями о законодательном урегулировании вопросов финансового обеспечения выплаты накопительной пенсии в случае недостатка средств пенсионных накоплений при установлении накопительной пенсии.
Согласно предусмотренному в статье 8 законопроекта порядку установления, выплаты и доставки накопительной пенсии при смене застрахованным лицом места жительства, выплата накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных органами регистрационного учета, либо по месту фактического проживания на основании пенсионного дела и личного заявления застрахованного лица. При этом не уточняется, в каких случаях застрахованные лица должны представлять страховщикам документы о регистрации, а в каких случаях для осуществления выплаты накопительной пенсии достаточно личного заявления застрахованного лица.
Требует уточнения редакция части 5 статьи 14 законопроекта, предусматривающая обязанность застрахованных лиц безотлагательно извещать страховщика о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера накопительной пенсии или прекращение ее выплаты.
В дополнительном обосновании нуждается положение законопроекта, наделяющее страховщика полномочиями по проверке обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты накопительной пенсии.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов принял решение рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 364069-6 "О накопительной пенсии".
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.