Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 364069-6 "О накопительной пенсии",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект закона, Правовое управление сообщает следующее.
Статья 1 законопроекта посвящена законодательству Российской Федерации о накопительной пенсии, причем к законодательству Российской Федерации наряду с федеральными законами отнесены Конституция Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Полагаем, что при использовании термина "законодательство" должен подразумеваться его собственный смысл, то есть должны пониматься только законодательные акты. Если подразумевается весь комплекс нормативных правовых актов, регулирующих данный вопрос, то, по нашему мнению, следует использовать соответствующую терминологию "нормативно-правовое регулирование" или "правовая основа" соответствующей сферы деятельности.
Обращаем внимание, что проектируемое в пункте 3 части 1 статьи 2 законопроекта понятие "пенсионные накопления" требует уточнения с учетом положения части 1 статьи 6 законопроекта, согласно которой пенсионные накопления формируются, в том числе за счет дохода от инвестирования пенсионных накоплений. В этой связи в пункте 3 части 1 статьи 2 законопроекта слова "результата от их инвестирования" предлагаем заменить словами "дохода от их инвестирования". Кроме того следует иметь в виду, что результат от инвестирования может быть отрицательным. Аналогичное замечание касается части 1 статьи 7 законопроекта.
Применяемое в части 1 статьи 5 законопроекта понятие "досрочная страховая пенсия по старости" в пенсионном законодательстве не используется, а в проекте федерального закона N 364062-6 "О страховых пенсиях" не определено.
Часть 1 статьи 8 законопроекта предусматривает "порядок установления накопительных пенсий", что требует соотнесения с нормами приведенных в ней законов, поскольку в них предусмотрено понятие "назначение пенсий".
Положения статьи 5, части 1 статьи 6, статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 11 и далее по тексту законопроекта требуют соотнесения в части употребления терминов "установление", "назначение" с понятием, предусмотренным в пункте 2 части 1 статьи 2 законопроекта.
В части 8 статьи 6 законопроекта упоминается термин "умерший кормилец", что требует пояснения, поскольку в тексте статьи идет речь об умерших застрахованных лицах.
Отмечаем, что в законопроекте не раскрыт механизм проведения проверки документов, как при установлении накопительной пенсии, так и при проверке достоверности документов (например, статья 9 законопроекта).
В части 6 статьи 8 и части 4 статьи 14 законопроекта полагаем возможным уточнить формулировку "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти", определив сферу его функциональной компетенции.
Исходя из законодательного принципа определенности и недвусмысленности правовой нормы, в части 5 статьи 14 законопроекта слово "безотлагательно" следует заменить конкретным сроком извещения страховщика о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера накопительной пенсии или прекращение ее выплаты, в том числе об изменении места жительства.
Юридико-технические правки к тексту законопроекта переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.