Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 364062-6 "О страховых пенсиях",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект закона, Правовое управление сообщает следующее.
В отношении статьи 1 законопроекта обращаем внимание, что Конституция Российской Федерации не входит в понятие "законодательство", так как принимается в ином порядке. Кроме того, при использовании термина "законодательство" должны пониматься только законодательные акты. Таким образом, в понятие "законодательство" не включаются иные нормативные правовые акты Российской Федерации (часть 1), нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (часть 4). В связи с изложенным полагаем, что в названии предлагаемой законопроектом статьи 1 следует вести речь о правовой основе, либо о правовом регулировании соответствующих отношений. Кроме того, полагаем необходимым уточнить, о каких актах организаций идет речь (часть 4).
Часть 3 статьи 1 законопроекта предусматривает "порядок установления пенсий", что требует соотнесения с нормами приведенных в ней законов, поскольку в них предусмотрено понятие "назначение пенсий".
Согласно части 2 статьи 6 законопроекта при внесении в федеральный закон "О страховых пенсиях" изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховой пенсии, в данном федеральном законе должны будут определяться конкретные источники и порядок финансового обеспечения дополнительных расходов. Проектируемое положение является излишним, поскольку порядок финансового обеспечения выплаты страховой пенсии согласно части 1 статьи 6 законопроекта определяется Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Применяемый в части 1 статьи 8 законопроекта термин "в установленном порядке" необходимо уточнить с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой неопределенность такого правового содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что оно означает по своему существу (см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П). Аналогичное замечание относится к части 1 статьи 9, части 1 статьи 13, частям 1, 6 статьи 18, пункту 1 части 1 статьи 22 законопроекта.
В части 1 статьи 12 законопроекта при совпадении по времени периодов при исчислении страхового стажа приоритетно учитывается период, за который уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом обращаем внимание, что при реализации законопроекта, учитывая применяемые к периодам стажа коэффициенты, в данном случае, возможно, будет применен не выгодный для заявителя расчет размера страховой пенсии.
Частью 1 статьи 13 предусмотрена некорректная формулировка учета периодов при подсчете страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, на основании, в том числе, и сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период.
В части 5 статьи 14 законопроекта применяется некорректная формула расчета индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), поскольку суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПКс + ИПКн) увеличиваются на коэффициент повышения размера страховой пенсии по старости при назначении впервые страховой пенсии по старости в более позднем возрасте (КвСП). Вместе с тем, в случае, если застрахованное лицо выйдет на страховую пенсию своевременно, коэффициент КвСП не может быть применен.
Согласно части 10 статьи 14 законопроекта стоимость пенсионного коэффициента на соответствующий год определяется с учетом трансфертов предоставляемых из федерального бюджета в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий. Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 6 законопроекта порядок финансового обеспечения выплат страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений к фиксированной выплате к страховой пенсии определяется Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обращаем внимание, что в данном Федеральном законе не предусматривается выделение из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации трансфертов на выплату страховой пенсии.
Обращаем внимание, что положения части 11 статьи 14 законопроекта в части определения условия для застрахованного лица, "являющегося получателем страховой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет", может быть применено только с 1 января 2025 года, поскольку установление таких пенсий будет проведено с 1 января 2015 года.
Исходя из нормы части 1 статьи 16 законопроекта лицам, являющимся инвалидами I группы, будет установлено два повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, что требует дополнительного пояснения.
Части 3 и 4 статьи 16 законопроекта требуют соотнесения с частью 8 статьи 16 законопроекта с точки зрения определения размеров выплат, которые с учетом районного коэффициента будут превышать размер, установленный в рассматриваемой норме. Кроме того часть 6 статьи 16 законопроекта требует соотнесения с частью 2 статьи 30 законопроекта в части применения перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующих на дату установления выплаты, в связи с тем, что возможно различное толкование проектируемых норм при расчете размеров выплат, устанавливаемых с учетом районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Исходя из законодательного принципа определенности и недвусмысленности правовой нормы при наделении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение правом проведения проверки, в законопроекте, по нашему мнению, требуется определить правовую природу данной проверки, в частности: основания начала проверки, предмет проверки, сроки ее проведения, порядок ее проведения и вынесения по ее результатам решения. Вместе с тем данные положения в законопроекте отсутствуют, проектируемые, например, в части 3 статьи 18 и части 6 статьи 21 законопроекта, нормы, касающиеся проверки, не позволяют определить порядок ее проведения, но при этом законодатель связывает с проведением проверки наступление негативных последствий для получателя страховой пенсии, например, условие возобновления выплаты страховой пенсии.
Применяемое в части 6 статьи 18, части 1 статьи 23, части 5 статьи 25 законопроекта понятие "уполномоченный федеральный орган", требует пояснения, какой именно орган государственной власти является уполномоченным федеральным органом в целях данного законопроекта.
В части 1 статьи 19 законопроекта следует исключить ссылку на часть 4 указанной статьи, поскольку в ней не содержится норм по срокам назначения страховых пенсий, при этом следует добавить ссылку на часть 6 статьи 19 законопроекта.
Требуют соотнесения положения, предусмотренные частью 5 статьи 20, абзацем четвертым части 6 статьи 21 и абзацем четвертым части 5 статьи 22 законопроекта в целях унификации проектируемых норм.
В части 4 статьи 23 законопроекта указывается, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обязательств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии. Исходя из законодательного принципа определенности, предлагаем рассмотреть вопрос об установлении конкретного срока представления пенсионером соответствующих сведений. Аналогичное замечание относится к части 1 статьи 24 законопроекта. Кроме того, следует учитывать, что достижение пенсионером возраста 80 лет является обстоятельством, известным органу, осуществляющему пенсионное обеспечение.
С учетом проектируемого в статье 23 законопроекта положения предлагаем рассмотреть вопрос о возложении на органы записи актов гражданского состояния обязанности по сообщению сведений о наступлении смерти лиц, достигших пенсионного возраста.
В части 1 статьи 26 законопроекта предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, может на основании только своего собственного решения осуществлять удержание из страховой пенсии в связи с нарушением пенсионером части 4 статьи 23 законопроекта. Обращаем внимание, что установление обстоятельств, перечисленных в части 4 статьи 23 законопроекта, по нашему мнению, в целях защиты интересов граждан должно быть предметом рассмотрения суда. В этой связи предлагаем обсудить вопрос об уточнении редакции статьи 26 законопроекта с целью закрепления в ней положения, согласно которому удержание из страховой пенсии может осуществляться только на основании решения суда.
В отношении пунктов 16 и 18 части 1 статьи 27 законопроекта полагаем, что в федеральном законе следует использовать условные наименования федеральных органов исполнительной власти.
Часть 2 статьи 27 и часть 2 статьи 29 законопроекта в части утверждения Правительством Российской Федерации списка соответствующих работ и списка соответствующих должностей при необходимости, по нашему мнению, являются не определенными и нуждаются в уточнении.
Редакция части 3 статьи 27 законопроекта требует соотнесения с пунктом 1 статьи 8 проекта федерального закона N 337978-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", в котором проектируется иная редакция изменяемых норм.
Статья 28 законопроекта требует соотнесения с нормами статьи 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" в части употребления термина "договор негосударственного пенсионного обеспечения". Кроме того, пенсионное законодательство не использует термин "досрочная страховая пенсия по старости", а в предлагаемом законопроекте значение данного понятия не определено.
Обращаем внимание, что из проектируемой в части 2 статьи 34 нормы не определено, какие именно нормы подлежат применению в утрачивающем силу Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что, по нашему мнению, может привести к различному их толкованию.
Юридико-технические правки к тексту законопроекта переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.